Республика Туркменистан (Туркмения)

Туркмения – это крупное среднеазиатское государство, образовавшееся в результате распада СССР. Республика занимает территорию площадью более 490 тыс. км. кв., имеет выход к Каспийскому морю и сухопутную границу с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Ираном. Население республики на протяжении последних 25 лет заметно выросло. Если к моменту распада Советского союза в 1991 г. численность населения республики составляла 3,7 млн. человек, ток началу 2000-х гг. численность населения республики приблизилась к 4,8 млн. человек. По последним оценкам численность населения республики превысила 5 млн. человек. Большую часть населения республики составляют туркмены – 78,5% (к моменту распада СССР 72 %), кроме того, значительную долю населения республики составляют узбеки – 9 % (к моменту распада СССР 9%), русские – 3,2 % (к моменту распада СССР 9,5%), казахи – 2,5% (к моменту распада СССР – 2,5%). Большая часть населения исповедует ислам суннитского толка.

В соответствии с конституцией, принятой в 1992 г., Туркмения является светской президентской республикой. Законодательная власть в Туркменистане закреплена за однопалатным парламентом – меджлисом. В административном плане республика делится на 5 велаятов, кроме того, к велаятам приравниваются города с населением свыше 500 тыс. человек. В республике таким городом является столица Ашхабад, с населением свыше 900 тыс. человек.

Первые крупные поселения на территории современной Туркмении относятся ко II тыс. до н. э. к так называемой Маргианской цивилизации. В VI—IV вв. до н. э. территория Туркменистана входила в состав обширной державы Ахеменидов. В IV в. до н.э. данная территория подверглась завоеванию войсками Александра Македонского. В III в. до н. э. территория современного Туркменистана вошла в состав Парфянского царства, а позже в состав государства Сасанидов.

Начиная с V в. через территорию Туркменистана прошло несколько волн завоевателей. В VII в. территория подверглась арабскому завоеванию. В XI в. территория Туркмении была завоевана огузами, которые, смешиваясь с местными иранцами, создали туркменский этнос. К началу XIII в. территория Туркмении оказалась в составе государства Хорезмшахов. В XIII в. была завоевана монголами, а затем вошла в состав государства Тимуридов. С XVI—XVII вв. территория современной Туркмении входила в состав Хивинского и Бухарского ханств. В результате ряда военных компаний в 60 – 80-е гг. вся территория современной Туркмении была включена в состав Российской империи, в рамках так называемой Закаспийской области.

В конце 1917 г. на значительной части территории современного Туркменистана была установлена советская власть. Основная часть территории Туркмении 7 августа 1921 г. как Туркменская область вошла в состав Туркестанской АССР. 27 октября 1924 г. по национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии Туркменская область была преобразована в Туркменскую ССР.

В составе СССР Туркмения была одной из самых малонаселенных центральноазиатских республик, в то же время обладая колоссальными запасами углеводородов. В советский период разведанные месторождения в республике только начинали разрабатывать. Основной доход в советское время приносило производство хлопка. Добываемые в республике ресурсы направлялись в основном в федеральный центр на дальнейшую переработку. Предприятий обрабатывающей промышленности на территории республики было мало. При этом нужно отметить, что федеральный центр выделял дотации для республики.

Ситуация в республике даже в годы перестройки была стабильной. Массового национального движения в Туркменской ССР не было, а местная компартия уверенно контролировала ситуацию в республике.

В августе 1990 г. Верховный Совет республики провозгласил суверенитет республики. Председателем Верховного Совета стал руководитель местной компартии Сапармурат Ниязов. После фактического распада СССР, в октябре 1991 г. в Туркменистане прошел референдум о независимости, а Сапармурат Ниязов был избран президентом. Компартия продолжила действовать на территории республики поменяв название на Демократическую. Кроме того, Ниязов в соответствии с древними туркменскими традициями разрешил создание дополнительно органа власти – Совета старейшин.

Одной из первоочередных задач в первые месяцы правления для Ниязова стало распределение на руководящие посты в республике своих ставленников. СМИ были полностью под контроль центральных властей. Разрозненная оппозиция не представляла серьезной угрозы и была разгромлена еще в начале 90-х гг. Лидеры оппозиции либо подверглись арестам, либо были вынуждены покинуть республику.

Среди населения активно распространялась идея о том, что курс президента является единственно верным ориентиром для страны.

Принятая в 1992 г. конституция провозглашала широкие гражданские права, разделение властей, право собственности на землю, неприкосновенность личности и т.д. Однако, реализация данной конституции на практике оказалась затруднена.

После принятия конституции 99,5% граждан, принявших участие в голосовании, одобрили переизбрание Сапармурата Ниязова президентом. Все партии, кроме правящей Демократической партии были распущены. Таким образом, парламент – меджлис оказался абсолютно лояльным к президенту. В 2000 г. меджлис объявил Ниязова пожизненным президентом республики. В стране ускоренными темпами формировался культ личности Ниязова. Президенту был присвоен титул «Туркменбаши» - «глава туркмен». В стране в честь Туркменбаши переименовывались улицы и целые города, воздвигались памятники (скульптура в Ашхабаде обошлась в 10 млн. $). День рождения президента был объявлен официальным государственным праздником. Школьники каждый день начинали занятия с принесения клятвы верности президенту. В гимн страны были включены строчки, посвященные Туркменбаши.

Несмотря на огромный потенциал Туркмении, бурного роста экономики в начале 90-х гг. не последовало. Полученные от России кредиты были быстро израсходованы. Поставки нефти, газа и хлопка в государства СНГ не давали высоких валютных поступлений в казну республики. В стране наблюдалась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. В стране наблюдались задержки зарплат и пенсий. Однако, подконтрольные правительству СМИ замалчивали существующие в стране проблемы.

В 1992 г. власти провозгласили программу «10 лет стабильности», целью которой были заявлены развитие промышленности и закладывание основ рыночной экономики. Несмотря на определенные недостатки, в страну поступали иностранные инвестиции. Вырученные за счет продажи ресурсов средства правительство вкладывало в развитие текстильной и добывающей промышленности. Благодаря расширению нефте- и газодобычи, а также строительству новых предприятий удалось во второй половине 90-х гг. добиться роста экономики и обеспечить полную занятость. Ввиду наличия стабильных доходов от продажи углеводородов власти Туркмении решили отказаться от дальнейшей приватизации. Добывающая промышленность, хлопководство, транспорт, все средние и крупные предприятия остались в государственной собственности. Частный сектор давал лишь 8% ВВП страны во второй половине 90-х гг. При этом ВВП страны демонстрировал рост, в первую очередь благодаря увеличению объемов экспорта газа.

Развитие с\х в республике также имело свои особенности. До 1993 г. власти разрешали лишь трехлетнюю аренду участков площадью не более 10 га для отдельных семей. Совхозы и колхозы находились под государственным контролем, обеспечивая в первую очередь производство хлопка. В 1993 г. было разрешено брать в собственность до 50 га земли и арендовать еще 500 га. Таким образом земля переходила в собственность земледельца, однако передавать или продавать земельные участки запрещалось. Еще одной мерой правительства была система кредитования, благодаря которой удалось увеличить производство зерна в стране. Учитывая масштабное производство хлопка, аграрный сектор давал 1/5 ВВП страны.

Чтобы повысить свою популярность в стране, во второй половине 90-х гг. Ниязов пошел на популистские меры, такие товары как соль, электричество, газ, вода были объявлены бесплатными, цены на хлеб, общественный транспорт, услуги ЖКХ были существенно занижены. На отдельные категории товаров в стране была введена карточная система.

В начале 2000-х гг. президент продолжил развивать в стране культ личности, фактически установив в стране диктаторский режим. В 2001 и 2004 гг. были изданы два тома сочинения президента «Рухнама» («Книга духа») в который выражались взгляды президента на историю туркмен (в частности говорилось, что именно туркмены изобрели колесо и начали плавить металл, что туркмены являются основателями 70 государств и т.д.) и наказов и советов грядущим поколениям туркмен. Книга была введена для обязательного изучения в школах и ВУЗах страны.

Большинство законов в Туркмении принимал сам Туркменбаши. Многие из них были направлены на ограничение основных гражданских прав и свобод, прописанных в конституции. В Туркмении вводились запреты на прослушивание радио в автомобилях, и просмотр музыкальных записей по телевидению. В стране были закрыты все национальные парки и сельские библиотеки, из системы здравоохранения было уволено 15 тыс. специалистов, на место которых были поставлены военные срочной службы. Большинство лечебных учреждений за пределами столицы было закрыто. Туркменбаши принял решение сократить срок обучения в ВУЗах до двух лет. Одновременно в Туркменистане отказались признавать дипломы иностранного образца, все служащие, не имевшие туркменского диплома об образовании, увольнялись с работы. Покушение, организованное на Ниязова в ноябре 2002 г. было использовано для окончательного разгрома оппозиции. К продолжительным срокам заключения были приговорены десятки людей, в том числе бывший министр иностранных дел республики Борись Шихмурадов. Некоторые аналитики полагали, что покушение было специально инсценировано. Вслед за этими событиями последовал запрет на получение двойного гражданства. Многие граждане Туркмении имели гражданство России и теперь вынуждены были выбирать, гражданами какой страны они останутся. Примечательно, что сын президента Мурад Ниязов предпочел принять российское гражданство.

 

В 2004 г. Туркменбаши заявил, что пожилые люди, имеющие взрослых детей (старше 18 лет) должны отказаться от своих пенсий. В 2006 г. руководство республики приняло закон в соответствии с которым пенсий лишались бывшие колхозники, инвалиды и прочие категории лиц, проработавшие в Туркменистане менее 25 лет. В результате, средств к существованию лишились сотни тысяч людей.

Если говорить о внешнеполитическом курсе республики в годы правления Сапармурата Ниязова, то необходимо отметить, что основной задачей для республики в 90-е – начале 2000-х гг. стал поиск внешнеторговых партнеров. Негативное отношение Ниязова к любой критике привело к тому, что было фактически свернуто сотрудничество Туркмении в СНГ. Ниязов отказался от участия в ОДКБ, а в 2004 г. на саммите глав СНГ в Казани было заявлено об изменении статуса Туркменистана в организации. С 2005 г. Туркменистан официально является ассоциированным членом СНГ. В то же время руководство страны стремилось развивать двусторонние контакты с соседями, в первую очередь в сфере экономики. Основными торговыми партнерами Туркмении в эти годы стали Россия, Украина, Грузия, Иран, Афганистан. Разрабатывались проекты поставки туркменского газа в страны ЕС.

Кардинальные изменения в республике произошли в декабре 2006 г., когда из-за острой сердечной недостаточности скончался Сапармурат Ниязов. Сразу после смерти президента в стране фактически был произведен государственный переворот. Вместо спикера парламента, который по закону должен был занять пост президента, и.о. президента при поддержке силовых структур был назначен вице-премьер Гурбангулы Бердымухаммедов. Спикер парламента Овазгельды Отаев был арестован. В феврале 2007 г. в стране прошли выборы, в результате которых Бердымухаммедов получил 89% голосов. Многие международные наблюдатели не были допущены на выборы. В ОБСЕ прошедшие выборы назвали спектаклем и фарсом.

Придя к власти, Бердымухаммедов приступил к частичному отказу от культа личности прежнего президента. Часть памятников прежнему лидеру была перенесена с центральных улиц и площадей городов Туркменистана. Кроме того, новый президент осуществил ряд кадровых перестановок. В мае 2007 г. был освобожден от должности начальник службы безопасности президента Акмурад Реджепов, занимавший этот пост 27 лет. При Ниязове именно Реджепова рассматривали как одного из вероятных приемников на посту президента республики. Почти сражу после увольнения с должности Реджепов подвергся аресту по обвинению в коррупции. Кроме того, в отставку был отправлен министр внутренних дел Акмамед Рахманов и ряд других чиновников.

Постепенно новое руководство республики отменило часть прежних законов в области образования и здравоохранения. Во внешней политике руководство республики сохранило прежние ориентиры на нейтралитет страны в международных делах и развитие двусторонних отношений со странами-партнерами. Руководство республики заявило, что не намерено изменять статус страны в СНГ, так как не видит перспектив развития данной организации.

В 2012 г. в стране прошли новые президентские выборы, на которых Бердымухаммедов одержал убедительную победу, набрав более 97% голосов избирателей. Легальная оппозиция режиму нового президента в стране фактически отсутствует. В настоящее время в стране фактически установлен культ личности нового президента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: