Республика Таджикистан

Территория 143, 1 тыс. кв. км. Население 6,58 млн. человек (2001 г.), 7,6 млн. человек на 2011 г. Столица Душанбе, население 540.000 в 2005 г. Название города переводится как «Понедельник». Другие крупные города: Худжанд (древний город, имеются остатки укреплений Александрии Крайней и более поздних построек), Куляб, Ура-Тюбе. Государственное устройство – президентская республика. Административное деление: 2 области, 1 автономная область (горно-Бадахшанская). Национальный состав: таджики – 63%, узбеки – 23,5% (завоевывают территорию и расселяются здесь в XVI в., запад и север республики), русские – 7,6% (в 90е шёл значительный отток, в основном проживают в городах), киргизы – 1,3% (восток, северо-восток), татары – 1,2 %, немцы – 0,6%. Язык – таджикский. Религия – преимущественно ислам. Средняя продожительность жизни 64 года. Рождаемость 3,3%, смертность 0,8%. Таджикистан самая «сельская» из республик СНГ, при этом значительный естественный прирост именно в сельской местности постоянно увеличивает диспропорцию в пользу сельского населения. В 1989 г. доля городского населения составляла 32%, в середине 90х уже 28%. Денежная единица – сомони. ВВП на душу населения на 2001 г. – 300 долларов США.

Язык – таджикский язык иранской группы индоевропейской семьи. В настоящее время есть три разновидности: фарси – Иран, дари – Афганистан, таджикский (забони тоджики) в Таджикистане. На большей части страны языком межнационального общения является русский.

Религия – ислам суннитского толка, в Горном Бадахшане проживают шииты. Христианство распространено в меньшей степени в основном среди русских.

(Немного о культуре. Таджики оказали колоссальное влияние на развитие культуры региона в средние века. Стоит отметить таких Поэтов, философов и учёных как Омар Хайяма и Авиценна).

Географическое положение. Таджикистан – государство на юго-востоке Центральной Азии, большая часть которого расположена в высоких горах Памиро-Алтая. Таджикистан занимает пограничное положение между тюркским миром на севере и востоке и ираноязычными народами на юге.

Наиболее протяжённая государственная граница с Узбекистаном (запад, северо-запад), на севере по водоразделам проходит граница с Кыргызстаном. Самый труднодоступный рубеж – восточный, по этой причине связи с труднодоступным Китаем затруднены. Граница с Афганистаном проходит по рекам Аму-Дарья и Пяндж.

Таджикистан типично горная страна. Горы занимают до 90% территории. На территории страны расположена наивысшая точка всего СНГ – пик Исмаила Самани (бывший пик Коммунизма, 7495 м.).

В стране сухой континентальный климат. Зима в стране тёплая и короткая, впрочем, при проникновении холодных воздушных масс с севера температура воздуха может падать до -15 °С. Лето всегда жаркое со средними температурами свыше 30 °С.

Природные ресурсы. Особое значение для страны имеют водные ресурсы, необходимые как для искусственного орошения, так и для получения электроэнергии.

Запасы горючих полезных ископаемых невелики. На севере имеются залежи угля (район Шураба) и нефтяное месторождение Нефтебад, на юге месторождение природного газа Кызыл-Тумшук.

На северо-востоке страны имеются большие запасы рудных ископаемых, в том числе золота и серебра. Кроме того в стране возможна добыча соли и поделочных камней, в частности лазурита.

Промышленность. В советское время была развита цветная металлургия, пищевая и лёгкая промышленность. До сих пор, несмотря на кризисные явления в экономике действует алюминиевый завод в г. Турсунзаде (при мощности в 500 тыс. тонн ежегодно выпускает порядка 300-350 тыс. тонн), сотрудничающий с компанией Русал и поставляющий свою продукцию в Нидерланды и Турцию. Заводы на севере страны в основном простаивают. В советское время, благодаря большому числу ГЭС действовали энергоемкие хим. Производства, но с распадом СССР рынок сбыта резко снизился и предприятия простаивают. Несмотря на серьёзные трудности, продолжает действовать хлопчатобумажное и шёлковое производства. Главная экспортная культура с/х – хлопчатник. В стране распространено виноградарство.

Предметы экспорта: хлопок, ткани и алюминий. Импорт: продукция машиностроения (60%) и продовольствие (15%). Основные торговые партнёры: РФ, Украина, Казахстан, Турция, Иран, Узбекистан (импорт газа), Китай.

Отметим, что в Таджикистане до сих пор превалирует государственный сектор в промышленности, при этом в 2000-е усилились процессы приватизации в стране. В 1998 г. была проведена аграрная реформа, в результате которой почти 50% пригодной для с/х земелл перешли в частные руки.

История в советский период.

Становление советской власти в Таджикистане происходило сложно, недовольные большевиками ушли за реки Амударью и Пяндж в Афганистан и осуществляли набеги с его территории. В горных районах басмачество сохранялось до 1931 года. Республика была образована 14 октября 1924 г. как Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, 5 декабря 1929 г была преобразована в Союзную республику в составе СССР.

За годы пребывания Таджикистана в составе СССР так и не была создана развитая, способная к самовоспроизводству экономическая инфраструктура. Экономика республики носила дотационный характер, в основном из республики поставлялись сырьевые ресурсы. Отметим ещё один немаловажный факт – значительное различие между севером республики и остальными её районами. Север всегда был более развитым в промышленном плане и более богатым, на это накладывалась и клановость таджикского общества.

Как и во многих республиках Союза, в Таджикистане во второй половине 80х начали подниматься вопросы о статусе языка и появились политические силы, выступавшие с национально-культурных позиций. Кроме того, под влиянием событий в Афганистане в республике началась активная пропаганда исламского образа жизни. Во второй половине 80-х всё более активными становились выступления против русификации и монополии компартии на власть. В феврале 1989 г. усилились митинги и протесты интеллигенции, в результате таджикский язык был объявлен государственным. Первым значительным негосударственным объединением в республике стала группа «Ру ба ру». Представители группы организовывали встречи партийных лидеров, учёных и общественности, на которых обсуждались вопросы общественной жизни. Под влиянием этой организации в отдельных регионах и городах возникают свои организации, наибольшей активностью отличалась объединение «Ошкор», критиковавшее коммунистическую партию за отсутствие плюрализма и многопартийности, требовавшее больших прав регионам. В то же время по вей стране возникают объединения национальных меньшинств: общество друзей еврейской культуры «Ховерим», Общество армянской диаспоры, Ассоциация корейцев Таджикистана и т.д.

Но первой новой политической организацией становится «Растохез» - движение возникшее на базе «Ру ба ру». Кроме того, возникли многочисленные региональные политические объединения, что свидетельствовало не столько о распространении плюрализма, сколько о возникновении местного сепаратизма, ставившего региональные интересы превыше общенациональных.

Наибольший вес в 1990 году набирают объединения Растохез, он был легально зарегистрирован, на нелегальном положении находилась Партия исламского возрождения и Демократическая партия Таджикистана, подражавшая Демократической партии России.

В феврале 1990 г. в Душанбе прошли многотысячные митинги и манифестации. Первоначально они были вызваны слухами о заселении армянских беженцев в новостройки, но постепенно появились требования отставки правительства республики и партийного руководства, которые так и не вышли к митингующим, требовавшим в первые дни прояснить ситуацию с новостройками. Выступления, к которым присоединились экстремистки настроенные элементы, в итоге вылились в погромы на улицах. В результате для подавления выступлении был использован ОМОН, погибло 25 человек. Проявив безволие и слабость первый секретарь ЦК КП Таджикистана, Председатель президиума Верховного Совета Таджикистана и Председатель Совета Министров Таджикской ССР подали в отставку уже 14 февраля того же года (выступления продолжались с 11 по 17 число). На выборах прошедших в 1990 г. более ¼ всех мест получили представители религиозно-демократических объединений.

24 августа 1990 г. была принята декларация о суверенитете Таджикской ССР, таким образом, была провозглашена независимость в пределах компетенции Советского Союза. Хотя согласно 5 статье данного акта, Верховный Совет республики Таджикистан получал право приостанавливать на территории республики действие общесоюзных законов, подрывая таки образом сами основы СССР.

Свой официальный статус подтвердили в 1991 г. Партия исламского возрождения и Дем. партия Таджикистана (регистрация произошла под нажимом центральных властей).

В Душанбе почти не прекращались митинги, под давлением протестующих масс, постоянно вносились изменения в законодательство о партиях, религии и СМИ. Под давлением митингующих было создано так называемое правительство национального примирения, возглавленное оппозиционерами. Постепенно в стране усиливались местнические тенденции, в важнейшие властные и законодательные структуры Таджикистана стали проникать деклассированные элементы. Всё это вело к дестабилизации ситуации в стране.

Современный этап развития

После августовских событий в Москве, 9 сентября 1991 г. республика Таджикистан заявила о выходе из состава СССР.

 24 ноября состоялось избрание президента Таджикистана, им стал Рахмон Набиев – лидер коммунистов и выходец с севера, он смог опередить демократа Давлата Худоназарова, выходца с юга страны. Но избрание президента не принесло успокоения, наоборот, отношения в Таджикистане ещё более обострились. Набиев предоставил руководящие посты в стране северянам. Против представителей аппозиции начались судебные процессы.

Несмотря на дотации, поступавшие из РФ и после распада СССР, промышленность страны останавливалась и приходила в упадок. Это было связано с нарушением прежних торгово-экономических и производственных связей, не малую роль оказало и бегство из страны русских специалистов, опасавшихся преследований со стороны исламистов и националистов. В стране начались перебои с продовольствием.

Страну захлестнули волнения, сопровождавшиеся откровенным межклановым соперничеством. В апреле 1992 г в Душанбе начался массовый митинг, продолжавшийся 50 дней и сопровождавшийся вооружёнными столкновениями. Между тем определился раскол в партиях по клановому принципу. Компартия постепенно превращалась в партию северян, Демократическая партия в партию южан.

В сентябре 1992 г. Набиев был вынужден уйти в отставку. Руководящие посты в стране заняли представители партии Исламского возрождения и Демократической партии.

Страну охватила гражданская война, Ленинабадская (Согдийская) и Кулябская области превратились фактически в отдельные государства, где власть захватили представители местных исполкомов и местных кланов.

Противники исламистов и демократов созвали Народный Фронт, опиравшийся на большинство местных кланов и их вооружённые отряды. Они укрепились на севере страны, создав своё правительство во главе с Эмомали Рахмоновым. В декабре 1992 г. с помощью Узбекистана и РФ, при поддержке 201 мотострелковой дивизии вооружённые отряды Народного Фронта заняли Душанбе. К весне 1993 г. страна почти полностью находилась под контролем Народного Фронта, за исключением Горного Бадахшана. Большинство представителей демократов и исламистов (они объедениились в Объединённую таджикскую оппозицию) вынуждены были эмигрировать в Афганистан и Иран. Через них были налажены связи с афганскими моджахедами и организована транспортировка наркотиков из Афганистана (наркотрафик достигал 100-120 тонн).

В 1994 г. была принята конституция, не признанная сторонниками Объединённой таджикской оппозиции. В 1995 г. прошли президентские выборы, победу на которых одержал Рахмонов. В 1999 г. были приняты поправки, позволившие Рахмонову остаться у власти ещё на два семилетних срока. На почти безальтернативных выборах Рахмонов набрал 96% голосов избирателй.

Военные действия продолжались до 1997 года. В этом году было заключено перемирие, под давлением ООН, ОБСЕ и РФ. Рахмонов признал оппозицию и включил её представителей в правительство. За годы гражданской войны 300.000 человек погибло и ещё 100.000 пропало без вести, общий ущерб экономике страны составил 7 млрд. долларов, промышленное производство сократилось до 30% от довоенного. Даже к 2005 г. уровень промышленного производства составляет в стране лишь 50% от уровня 1989 г. на сегодняшний день страна остаётся в числе 20 самых бедных государств в мире. Минимальная зарплата в стране составляет 6 долларов в год. Многие выживают либо за счёт нелегального бизнеса, либо за счёт средств, которые высылают им родственники из РФ и Кзаахстана (средства получаемые из-за рубежа оставляют от 20 до 50% ВВП). За чертой бедности в 90е годы находилось 80% населения, в настоящее время порядка 60%. При этом прослеживается стабильный рост экономики в среднем на 9% в год.

Страна очень зависит от РФ и ориентирует свою экономику на сотрудничество с Россией. Таджикско-афганскую границу до сих пор охраняет российская 201 мотострелковая дивизия. В залог полученных из России кредитов Таджикистан передал РФ часть своего золотого запаса. Кроме того РФ стала совладельцем многих крупных предприятии на территории Таджикистана. В 2006-2007 гг. РФ вложила в экономику страны более 400 млн. долларов.

Вступив в СНГ 21 декабря 1991 г. (ратификация 26 июня 1993 г.) Таджикистан является активным участником организации и выполняет почти все постановления и предписания. Во многом это связано с тем, что страна очень зависит от своих коллег по СНГ, в первую очередь от РФ, Казахстана и Киргизии.

Нужно отметить возросшее геополитическое значение Таджикистана после начала операции НАТО в Афганистане. Ежегодно США выделяют стране от 70 до 140 млн. долларов. МВФ списал часть долга страны в 2005 г. При этом внешний долг составлял на 2006 год 900 млн. долларов.

 

Республика Казахстан

Территория 2717,3 тыс. кв. км. Население: численность населения после распада СССР в 90е годы в основном в связи с миграцией населения сократилась более чем на 1 млн. человек. 14,5 млн. человек проживало в стране на 2001 год, сейчас население страны составляет 16,5 млн. человек. В 90е годы отток населения коснулся в первую очередь городов, исключение составили только бывшая и нынешняя столицы республики, где численность населения увеличивалась даже в 90е годы. Города с наибольшей численностью населения: Алма-Ата, Караганда (560.000), Шыкмент (400.000), более 300.000 проживает в Таразе (Джамбул), Павлодаре, Семипалатинске, Усть-Каменогорке, Астане. Кроме того, крупными можно считать города Актюбинск, Петропавловск, Темиртау, Костанай и Уральск. Столица республики – Астана (население более 300.000). Государственное устройство – президентская республика. Административное деление: 14 областей, особый статус имею города Астана, Алма-Ата (1.2 млн. человек) и Ленинск или Байконыр. В стране существует двухпалатный парламент. Сенат образуют депутаты, избираемые по два от каждой области и городов республиканского значения. Мажилис состоит из 77 депутатов, 67 из которых избираются по одномандатным территориальным округам, 10 по партийным спискам. Национальный состав: казахи – 53%, русские – 30%, украинцы – 3,7%, узбеки – 2,5%, немцы – 2,4%, татары – 1,7%, уйгуры – 1,4%. Языки: казахский – официальный, русский – язык межнационального общения. Религия: ислам суннитского толка, православие и лютеранство у немецкого населения. Средняя продолжительность жизни 63 года, рождаемость – 1,73%, смертность – 1,1%. Денежная единица – тенге. ВВП на душу населения в 2001 году 1060 долларов США.

Казахстан – крупное государство, расположенное в самом центре Евразии, общая протяжённость границы 15.000 км. Северная граница с РФ не имеет чётких природных рубежей. На С-В, В и Ю-В граница с Китаем и Киргизией проходит по горным хребтам и межгорным пространствам. На юге страна граничит с Узбекистаном, на юго-западе с Туркменистаном. Страна, таким образом, находится на стыке славяно-православной, исламской и китайской цивилизаций.

Рельеф. Преимущественно равнинный, на востоке и юго-востоке сменяется горными массивами.

Полезные ископаемые. Казахстан отличается исключительным разнообразием и крупными запасами полезных ископаемых: цветных, чёрных и редких металлов, угля, нефти и газа. Казахстан занимает лидирующие позиции в мире по запасам вольфрама, хрома, цинка, свинца и серебра.

Климат в стране умеренно-континентальный. Лето жаркое и сухое (22-27°С), зима суровая и снежная (-12 – 16°С).

В пределах страны значительна протяжённость побережья Каспийского и Аральского моря. Отметим, что в связи со снижением уровня Аральского моря (сократился сток рек, часть воду уходит на искусственное орошение) экосистема в этом районе оказалась нарушена.

Промышленность:

За годы советской власти в стране сложилась сложная, многоотраслевая структура промышленности, базировавшаяся в основном на собственных ресурсах.

Основа экономики страны: топливно-энергетический комплекс, базирующийся на собственных запасах нефти, угля и газа. Начиная с 1993 г. более 40% всех иностранных инвестиций поступало на развитие именно этой сферы промышленности. В конце 90х гг. страна достигла докризисных показателей в добыче нефти, при этом добыча угля в стране снизилась почти в два раза. В настоящее время в стране действует три нефтеперерабатывающих и один газоперерабатывающий завод.

В стране действует несколько ГЭС на реках Иртыш, Или и Сырдарье. Кроме того, на территории Казахстана действует Шевченковская АЭС (Мангистаурская область), энергия которой используется для морской опреснения воды.

Значительную роль в экономике страны играет металлургия. Её доля в промышленном производстве 14%, а в экспорте порядка 30%. В центральном районе страны развита цветная (медная) металлургия, в восточном районе развита добыча и выплавка свинца, алюминия, цинка, меди и золота. Прикаспийский горно-металлургический комбинат перерабатывает урановую руду. В Усть-Каменогорске на востоке страны находится один из крупнейших в мире заводов по производству топлива для ядерных реакторов. Центром чёрной металлургии в стране является город Темиртау (Карагандинская область).

Машиностроение было создано в стране на базе эвакуированных во время войны заводов. Тяжелое машиностроение развито в Алма-Ате (производство южнокорейских джипов, действует вагоностроительный завод), Усть-Каменогорске, Караганде, Атырасу, Астане (производство с/х техники), Павлодаре.

В городах Темиртау, Актау, Тараз и Шыкмент развита химическая промышленность.

Развитие агропромышленного комплекса: В настоящее время большая часть обрабатываемой земли передана в частную собственность, продукция, производимая в общественных хозяйствах, составляет не более 25%, в стране насчитывается более 70 тыс. фермерских хозяйств. Главная отрасль земледелия – зерновое хозяйство. Из технических культур выращивают хлопчатник и сахарную свёклу. Животноводство базируется преимущественно на естественных кормах. Пастбища занимают до 80% всех с/х угодий страны. Главная отрасль животноводства – овцеводство. В районе городов развито молочное животноводство. Мясное направление в выращивании крупного рогатого скота развито на севере и востоке страны. Кроме того в стране важное место занимают коневодство и верблюдоводство. Свиноводство развито в районах проживания русского и украинского населения.

Экономические связи: главные потребители казахской продукции (на начало 2000х гг.) – Россия, (20%), Италия (10%), Китай (7%), Германия (6%), Швейцария (5%), Украина (3%), Нидерланды (2,6%). Преимущественно это нефть, цветные металлы, зерно. Наибольшая доля в импорте – Россия (49%), Германия (6,5%), США (5,5%), Великобритания (4,3%), Турция (2,8%). Преимущественно это продукция машиностроения и товары народного потребления.

История Казахстана:

Малозаселенные, но по природным условиям похожие на российские, районы Казахстана привлекли внимание правительства Российской империи. В 1893—1915 гг. для переселенцев из ее центральных губерний было выделено более 20 млн. га земель, отобранных у казахов. Для обустройства казаков по Иртышу и Уралу в их пользование передали еще 15 млн. га. Такие изъятия привели к нарушению сложившихся веками пастбищных циклов кочевавших там племен. К тому же в период Первой мировой войны стали привлекать казахское население к трудовой повинности, забирать у него на нужды фронта лошадей. Отдельные племена, недовольные государственной политикой, подняли восстание (1916 г.), а после его подавления часть населения откочевала в Китай. К Октябрьской революции наиболее освоенными районами Казахстана оказались его северные и южные окраины, т. е. территории, населенные русскими. Центр оставался малообжитым и не имел городов. Промышленность была представлена в основном горнодобывающими отраслями.

После революции, 26 августа 1920 г., в северных частях современной территории Казахстана была создана Киргизская АССР в составе РСФСР. Столицей ее стал г. Оренбург (до 1924 г.). По национальному размежеванию Средней Азии в конце 1924 г. к Киргизской АССР отошли дополнительно Семиреченская и Сырдарьинская области Туркестана. В 1925 г. столицу перенесли в г. Кызыл-орда, а в 1929 г. — в г. Алма-Ата (в конце 1997 г. по решению президента Казахстана столица в очередной раз поменяла свое положение, переместившись в центр страны, в г. Астана — быв. Акмола – Целиноград). После объединения всех земель, населенных казахами, местное руководство выдвинуло тезис о необходимости выхода их из состава РСФСР и преобразования в союзную республику. В Конституции СССР 1936 г. это право было закреплено. В годы первых пятилеток шло восстановление разрушенного Гражданской войной хозяйства, появлялись новые угольные шахты, возникали центры добычи нефти, производства черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Особую роль сыграло строительство в 1930-х гг. Туркестано-Сибирской железной дороги. Республика оказалась соединенной со всеми частями СССР (до 1917 г. были проложены дороги Ташкент — Оренбург и Транссиб). Вступили в строй нефтепровод Гурьев (теперь Атырау) — Орск, а также нефтеперерабатывающий завод в Гурьеве. Сложности экономического строительства, коллективизация, несколько засушливых лет привели к страшному голоду и начале 30-х гг., когда численность населения республики значительно уменьшилась. В период массовых репрессий Казахстан стал местом ссылки многих политических заключенных, причем это в некоторых случаях привело к повышению образовательного уровня его населения. В годы Великой Отечественной войны Казахстан получил дополнительный толчок развития. Сюда из западных районов СССР было эвакуировано 110 крупных промышленных предприятий. Появились новые отрасли — машиностроение, химическая промышленность. Черная металлургия возникла в начале в двух точках — завод ферросплавов вблизи г. Актюбинск и завод в г. Темиртау. Промышленное производство стало причиной развития городов. По сравнению с 1920 г. население Алма-Аты к середине 1950-х гг. увеличилось почти в 6 раз, Шымкента — в 5, Тараза (быв. Джамбула) — почти в 4, Петропавловска — в 3, Семипалатинска — в 2,5 раза. Возникло много новых поселков, впоследствии ставших городами, например Темиртау.

16—17 декабря 1986 года в Алма-Ате произошли крупные антиправительственные выступления (митинговали в основном студенты), поводом к которым послужило назначение Геннадия Колбина, бывшего первого секретаря Ульяновского обкома партии, на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР. Этим назначением была нарушена многолетняя негласная традиция назначения глав республик СССР из местных кадров титульной нации. Выступления были жёстко подавлены с привлечением воинских частей. В ходе разгона демонстрантов имелось много пострадавших, значительное число участников событий было привлечено к уголовной ответственности, масса студентов была исключена из институтов. Несколько участников декабрьских событий погибли. Отметим, что в те годы Казахстан был единственной республикой СССР, в которой численность титульной нации составляла менее 50% (на 1989 г. в республике проживало всего 39,7% казахов).

Одним из первых общественно-политических объединений в стране стало антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», возникшее весной 1989 г. в последствии движение было преобразовано в партию центристского толка – Народный Конгресс Казахстана.

Гражданское движение «Азат», основанное в 1990 г. выступало за выход республики из состава СССР.

Летом 1989 г. первым секретарём КП Казахстана был назначен Нурсултан Назарбаев. 25 октября 1990 г. Верховный Совет Казахской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете». Впрочем, после августовских событий в Москве Казахстан стал последней республикой, заявившей о своём выходе из состава СССР[2], уже после Беловежских соглашений, 16 декабря 1991 г.

После событий в Москве, 7 сентября КП Казахстана заявила о своём самороспуске. Её правопреемницей считается Социалистическая партия Казахстана.16 октября был принят закон о выборах президента. 1 декабря президентом был выбран Нурсултан Назарбаев. 10 декабря был принят закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 13 декабря в Ашхабаде прошла встреча руководителей среднеазиатских республик, высказавших желание стать равноправными соучредителями Содружества, о создании которого объявили лидеры трёх бывших советских республик в Беловежской пуще 8 декабря. 21 декабря по приглашению Назарбаева в Алма-Ату прибыли главы 11 республик, подписавшие здесь соглашение о создании Содружества Независимых Государств на равноправных началах, как высокие договаривающиеся стороны.

Первая конституция республики была принята в январе 1993 года. Впрочем, уже 30 августа 1995 г. была принята новая конституция республики Казахстан.

В первые годы, после развала Союза объем ВВП страны сокращался в среднем на 10-12%, увеличился перекос в сторону добывающей промышленности. Определённый рост экономики начал прослеживаться в стране только с 1996-1997 годов, что было связано со стабилизацией нефтегазового комплекса республики. В 1998 г. структура ВВП страны была представлена следующим образом: 22,3% промышленность, 11,9% с/х и рыбное хозяйство, 4,4% строительство, 61,4% сфера услуг.

В конце апреля 1995 года был проведён общенациональный референдум, в ходе которого президентский мандат Назарбаева был продлён до декабря 2000 года (получил поддержку 95,46 % принимавших участие в референдуме). В августе того же года также посредством референдума была принята новая конституция Казахстана (поддержали 91,21 % участвовавших), которая предусматривала введение президентской формы правления. В декабре 1995 года в стране состоялись парламентские выборы, на которых сторонники Н. Назарбаева получили большинство.

Логичным шагом реформы 1995 года стало объявление в январе 1996 года о прекращении управления страной по президентским указам и переход на новую структуру правительства, полностью подчинённую президенту.

В марте — апреле 1996 года власти Казахстана столкнулись с возрастающей оппозицией со стороны профсоюзов. Недовольство предложенной правительством реформой заработной платы и пенсионного обеспечения выразил и парламент. На волне роста протестных настроений в апреле 1996 года было образовано оппозиционное движение «Азамат», на акции протеста которого власти ответили арестами и краткосрочным тюремным заключением лидеров оппозиции.

7 октября 1998 года на совместной сессии палат парламента были приняты конституционные поправки, предусматривающие: увеличение президентского срока с 5 до 7 лет, устранение нормы, ограничивающей пребывание на посту президента двумя сроками подряд, снятие ограничения (65 лет) на возраст кандидата при избрании на должность президента, личные пожизненные гарантии неприкосновенности президента после ухода с занимаемого поста.

10 января 1999 года в Казахстане были проведены президентские выборы, на которых за Н. Назарбаева проголосовали 79,78 % избирателей. Наиболее опасный конкурент Назарбаева бывший премьер-министр А. Кажагельдин, отправленный в отставку по обвинениям в коррупции, к выборам допущен не был.

В марте 1999 года власти Казахстана активизировали процесс партстроительства «сверху». Была создана президентская партия «Отан», поглотившая Партию народного единства и другие более мелкие пропрезидентские организации. На выборах в октябре того же года «Отан», пропрезидентская Гражданская партия и ряд других «независимых» организаций и кандидатов получили в нижней палате парламента абсолютное большинство — 55 депутатских мандатов из 77.

10 октября 2000 года руководители Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали договор о создании на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2003 году президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).

19 сентября 2004 года в Казахстане были проведены очередные выборы в Мажилис, на которых пропрезидентские партии добились абсолютного большинства. Единственный депутат от оппозиционной партии «Ак Жол» подал в отставку накануне первого заседания нижней палаты парламента. 4 декабря 2005 года также были проведены президентские выборы, на которых за Н. Назарбаева (выдвинут партией «Отан») проголосовали 91,15 % избирателей. Его конкуренты на выборах оказались далеко позади: Е. Абылкасымов получил поддержку в 0,34 % голосов, А, Байменов — 1,61 %, М. Елеусизов — 0,28 %, Ж. Туякбай — 6,61 %.

В мае 2007 года парламент Казахстана снял временные ограничения на занятие поста президента. В августе того же года пропрезидентская партия «Нур Отан» (новое название партии «Отан» после её объединения с рядом политических партий летом — осенью 2006 года) на парламентских выборах заняла все места в нижней палате парламента, что, по мнению международных наблюдателей, свидетельствует о серьёзных ограничениях, допущенных при проведении выборов.

Внешняя политика Казахстана основана на принципах открытости, миролюбия, сбалансированности и последовательности. Дипломатические отношения установлены с более чем 100 государствами мира.

Казахстан является членом более 40 международных организаций, в том числе ООН и ряда её специализированных учреждений (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ИКАО и др.); МАГАТЭ; МБРР; МВФ; МФК; ЕБРР; Азиатского банка развития; ОЭС; ОИК; ОБСЕ; СНГ; ШОС; ОДКБ; Группа ядерных поставщиков; Совет евро-атлантического партнёрства и др. Казахстан участвует в программе «Партнёрство ради мира».

Казахстан имеет статус наблюдателя в ВТО и Движении неприсоединения.

Основными внешнеполитическими контрагентами являются Россия, Китай, США, укрепляется двустороннее сотрудничество с Великобританией, Германией, Францией, с рядом стран СНГ — Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, среднеазиатскими республиками.

На азиатском направлении принципиальное значение для Казахстана имеют связи с Китаем (КНР), который по праву считается одним из геополитических центров мира XXI века. С Китаем на двусторонней основе подписано большое число договоров и соглашений, в том числе по пограничным вопросам, экономическому сотрудничеству, научно-техническому и культурному обмену, в том числе Совместная декларация об установлении и развитии стратегического партнёрства (2005 год) и Стратегия сотрудничества в XXI веке (2006 год). Развивается сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На состоявшемся в Астане в начале июля 2005 года саммите ШОС была принята «Концепция сотрудничества членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Помимо антитеррористической деятельности в рамках ШОС проявляются новые аспекты сотрудничества — энергетический и экономический. Казахстан и Китай уже реализуют крупный проект по строительству трубопровода в Западный Китай (Китай заинтересован в энергетических ресурсах Казахстана), но в целом Казахстан (как и Россия) пока не готов к реализации идеи официального Пекина о создании зоны свободной торговли, поскольку это подорвёт эффективность создаваемого режима единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и, возможно, Украиной.

В начале 1994 года был подписан Договор о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) между Казахстаном и Узбекистаном (к договору позже присоединился Кыргызстан). Однако, несмотря на комплекс мер, который удалось согласовать на межправительственном уровне, эта интеграция не принесла ощутимых результатов.

Казахстан активно участвует в региональном сотрудничестве в Центральной Азии. В октябре 1992 года Казахстан стал членом Организации экономического сотрудничества (ОЭС), основанной в 1977 году Ираном, Пакистаном и Турцией. В 1992–1993 годах к ней присоединились Афганистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Азербайджан.

В декабре 1995 года Казахстан вступил в Организацию Исламская конференция (ОИК), что открыло возможность привлечения в страну финансовых ресурсов Исламского банка развития (ИБР).

Взаимоотношения с США и странами ЕС (Германия, Франция, Великобритания и так далее) превращаются в ряд конкретных направлений национальной внешней политики. Отправным пунктом начала взаимоотношений Казахстана с ведущими экономически развитыми государствами мира по праву считается вашингтонская встреча на высшем уровне (февраль 1994 года). Личные контакты президентов двух; стран в немалой степени способствовали формированию и закреплению в США и во всем мире имиджа Казахстана как надёжного партнёра.

Казахстан полностью и в срок выполнил свою часть уточнённого договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, первоначально подписанного президентом США Дж. Бушем-старшим и лидером СССР М. С. Горбачёвым, реализация которого вызывала серьёзные опасения США в связи с развалом СССР. В целом, официальный Вашингтон не вмешивается в процессы «демократического» строительства в Казахстане, если не считать, что в 1999–2000 годах Министерство юстиции США проводило расследование фактов получения казахстанскими официальными лицами взяток от американских и европейских нефтяных компаний, в связи с чем Швейцария блокировала доступ к счетам конкретных лиц из Казахстана (на сумму примерно 10 миллионов долларов).

Дипломатические отношения между Россией и Казахстаном установлены 22 декабря 1992 года.

Казахстан и Россия рассматривают друг друга в качестве самых близких партнёров на постсоветском пространстве. Примечательно, что Казахстан не опасается тесной интеграции с Россией, вплоть до создания наднациональных органов, видя в подобном союзе гарантию от экспансии Китая в Среднюю Азию, которая потенциально может угрожать казахстанской государственности.

Весной 1994 года в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и РФ был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе 4 договора на уровне глав государств (договоры о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции; о военном сотрудничестве; соглашения об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан обеих стран).

Военное сотрудничество с РФ имеет принципиальное значение для Казахстана, поскольку республиканская армия уступает количественно и качественно уровню российской армии. Казахстан полагается на военно-техническое сотрудничество с Россией как на механизм поддержания на должном уровне боеспособности своей армии.

Доверительный характер отношений между лидерами двух стран — Н. Назарбаевым и В. В. Путиным — позволяет эффективно решать «деликатные» вопросы двустороннего сотрудничества. Президентов двух стран сближает схожесть подходов к оценке демократии и неприятие экспорта «цветных революций». Оба лидера приветствовали создание в июле 2005 года Евразийского банка развития со взносами России в его уставной фонд в размере 1 миллиард долларов США и Казахстана — 0,5 миллиарда долларов, а также расширение полномочий Суда ЕврАзЭС.

 


[1] Аральское море – район экологического бедствия не только в Узбекистане и Казахстане, но и во всей Центральной Азии. Резкое уменьшение его площади, начавшееся во второй половине XX в. и ускорившееся в 90-х гг. из-за большого расхода воды впадающих в него рек, привело к изменениям в природной среде (исчезли многие виды рыб и растений). Пылевые бури, переносят соль и песок со дна высохшего водоема на сотни километров, уничтожая плодородный слой почвы.

[2] 29 августа 1991 г. Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: