Республика Узбекистан

Узбекистан – крупное государство, образовавшееся в Центральной Азии после распада СССР. Территория страны простирается в междуречье Сырдарьи и Амударьи с северо-запада на юго-восток, занимая площадь – 448 тыс. км. кв. Большая часть территории республики – это равнинные районы, только на востоке имеются горные массивы (высотой до 4,7 тыс. м.), на севере республика имеет выход к Аральскому морю, ныне почти пересохшему[1]. На севере Узбекистан граничит с Казахстаном, на востоке и юго-востоке в горных районах республика граничит с Киргизией и Таджикистаном, на юге с Афганистаном, а на юго-западе с Туркменией.

Население на протяжении последних 25 лет неуклонно увеличивалось. Если к моменту распада Советского Союза население республики составляло 20,7 млн. человек, то в начале 2000-х численность населения превысила 24,5 млн. человек, к середине 2000-х достигло 25,2 млн. человек, в 2010 г. – 28,5 млн. человек, а по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ в 2015 г. достигло 31 млн. человек. Национальный состав республики несколько изменился с момента распада СССР. В советское время узбеки составляли порядка 69% населения республики, русские около 11%, также в республике проживали татары, казахи, каракалпаки, таджики, корейцы. В начале 2000-х гг. доля узбеков составила 77,5%, русских менее 5 %, таджиков – 4,7 %, казахов – 4%. Основная часть населения исповедует ислам – более 90% населения. Доля городского населения не превышает 40 %.

В соответствии с конституцией Узбекистан является светским государством. По форме правления – президентской республикой. С 1991 г. президентом является Ислам Каримов.

В административном плане Узбекистан делится на 12 областей, Республику Каракалпакстан (на западе страны) и город центрального подчинения Ташкент. Крупнейшими городами республики являются Ташкент (столица) – более 2,3 млн. человек, Самарканд – 500 тыс. человек, Наманган и Андижан – более 400 тыс. человек.

В недрах страны выявлено более стони видов минерального сырья, по запасам золота, серебра, свинца, цинка и урана Узбекистан занимает одно из ведущих мест в мире. Имеются на территории республики и запасы углеводородов.

Республика обладает богатым историческим прошлым, крупные государственные образования на территории республики относятся к I тыс. до н.э. На протяжении веков территория современного Узбекистана являлась ареной борьбы между оседлыми народами и кочевниками, проникавшими сюда с востока и юга. В IV веке до н.э. часть территории Узбекистана, входившая ранее в состав державы Ахеменидов, вошла в состав империи Александра Македонского, а затем и в состав государства Селевкидов. В начале I тыс. н.э. часть территории современного Узбекистана вошла в состав Кушанского государства. Кроме того, на территории современного Узбекистана на рубеже I тыс. до н.э. и I тыс. н.э. набирает могущество государство древнего Хорезма. В начале I тыс. н.э. территория современного Узбекистана была важным участком Великого Шелкового пути. Древние города, располагавшиеся вдоль него, являлись крупными торговыми центрами. В VII – VIII вв. государства, располагавшиеся на территории современного Узбекистана, подверглись арабскому завоеванию. С конца XI в. набирает силу государство Хорезмшахов, павшее в 1219 – 1222 гг. под ударами монголов. Во второй половине XIV в. Самарканд становится столицей государства Тимуридов. В XVI в. территория современного Узбекистана вошла в состав Хиванского ханства и Бухарского эмирата, к XVIII в. южные районы Бухары обособились, образовав Кокандское ханство. В 60 – 70-х гг. XIX века территория современного Узбекистана была включена в состав Российской империи. Прониковение русских в данный регион было связано как с экономическими интересами, так и со стремлением противостоять Великобритании, боровшейся в те годы за овладение Афганистаном. В 1865 г. был завоеван Ташкент, 1868 г. – Бухара, в 1873 г. – Хива. На большей части завоеванных территорий было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. После октябрьской революции, несмотря на сопротивление части населения, были образованы Туркестанская АССР, Бухарская и Хорезмская республики, вошедшие в состав СССР. В 1924 г. была образована Узбекская ССР со столицей в Самарканде, в 1930 г. столица республики была перенесена в Ташкент. В годы Великой Отечественной войны в республику была эвакуирована часть промышленных предприятий и населения из европейской части СССР.

Становление национального движения в республике началось с протестов писателей и ученых против экологической катастрофы Аральского моря и массового применения химикатов в сельском хозяйстве, что привело к отравлению полей. Кроме того, в связи с войной в Афганистане возродился интерес к древней истории и исламу. Неблагоприятно сказались на политической стабильности в республике перестройка и гласность, вскрывшие факты коррупции среди высших эшелонов власти.

В конце 80-х гг. в плотно населенной Ферганской долине произошли столкновения на межнациональной почве, приведшие к многочисленным жертвам. Начинает свою деятельность оппозиционное движение «Берлик» («Единство»). Однако, в отличие от многих других союзных республик, местное руководство ком. партии во главе с Исламом Каримовым смогло полностью взять под свой контроль ситуацию в республике. Узбекская делегация на съезде народных депутатов СССР была одной из самых консервативных. В то же время Каримов сделал внутри республики ставку на лозунг национального возрождения и обеспечения справедливости для республики. 21 октября 1989 г. принят закон о государственном языке Республики Узбекистан. Узбекский язык был объявлен государственным, а русский языком межнационального общения.

В марте 1990 года Ислам Каримов на сессии Верховного совета республики был избран президентом. Летом 1990 г. Узбекистан провозгласил суверенитет и объявил своей собственностью все природные богатства и 70% промышленных предприятий.

После августовских событий в Москве, 31 августа 1991 г. Республика Узбекистан объявлена суверенным государством. Однако, почти сразу после этого президент Каримов объявил, что ввиду неготовности населения к демократическим переменам и рыночным реформам, главной задачей для страны является гарантия устойчивого развития и последовательной трансформации под жестким контролем государства.

29 декабря 1991 г. прошли выборы президента Республики Узбекистан, кроме того, в тот же день прошел референдум о независимости республики. Убедительную победу на выборах одержал Ислам Каримов.

Уже в 1991 г. в республике действовало несколько влиятельных политических партий: Партия исламского возрождения, «Бирлик», «Эрк» (демокрты-рыночники) и др. Однако, ведущую роль в стране продолжала играть коммунистическая партия, переименованная в 1991 г. в Народно-демократическую. Наиболее важные посты в республике были заняты сторонниками президента.

Вооруженные конфликты в соседних Афганистане и Таджикистане, а также активная пропаганда, развернутая исламскими радикалами способствовали активизацию исламской оппозиции. Кроме того, в начале 90-х гг. активизировали свои выступления представители либерально-демократической оппозиции, требовавшие проведения реформ по примеру российских. Власти жестко отреагировали на все проявления оппозиции. Ряд либерально-демократических организаций был запрещён. Студенческие волнения, прошедшие в Ташкенте под лозунгом дальнейшей демократизации и ускорения реформ, были быстро и жестко подавлены. Исламские фундаменталисты, особенно активно развернувшие свою пропаганду в Ферганской долине, подверглись гонениям. При этом мусульманское духовенство, признавшее светский характер Узбекистана, не только смогли пропагандировать ислам, но и получили поддержку со стороны государства.

8 декабря 1992 г. принята конституция Республики Узбекистан. В соответствии с конституцией провозглашался ряд политических и гражданских свобод. Одновременно с этим полномочия главы государства были заметно расширены. Президент получил возможность назначать правительство, получил рычаги контроля над экономикой страны и СМИ республики.

Покончив с оппозицией пропрезидентские партии смогли без особого труда получить большинство на выборах в парламент в 1994 г. (большинство мест получили Народно-демократическая партия и пропрезидентская партия «Прогресс отечества»). В 1995 г. полномочия президента были продлены до 2000 г. После этих событий часть оппозиционных лидеров, находившихся под арестом была освобождена. Исламисты, попытались взять реванш за поражение и организовали несколько попыток вооруженного вторжения в Узбекистан и Киргизию, а также организовали покушение на президента Каримова. Ответственность за организацию этих преступлений взяли на себя представители Исламского движения Узбекистана.

Действия исламских фундаменталистов возымели обратный эффект, повысив популярность президента и сплотив общество Узбекистана. Под лозунгами борьбы с радикальным исламом сторонники Каримова вновь одержали победу на парламентских выборах в 1999 г., а Каримов был переизбран на очередной президентский срок в 2000 г.

В 2002 г. в стране прошел референдум, согласно которому в конституцию вносились поправки, увеличившие срок президентских полномочий с 5 до 7 лет.

Однако на протяжении 2000-х гг. опасность, исходившая со стороны исламских фундаменталистов, продолжала оставаться достаточно серьезной. В 1999 и 2004 гг. представители Исламского движения Узбекистана совершили ряд терактов на территории республики (в Ташкенте и Бухаре). В 2000 г. их формирования предприняли очередную попытку активизировать свою деятельность на территории Киргизии и Узбекистана.

В мае 2005 г. в городе Андижан в Ферганской долине произошли серьезные волнения, в результате которых погибло по разным данным от 200 до 1000 человек. Первоначально власти заявляли о попытке вооруженного мятежа исламистов. Но в дальнейшем властям республики пришлось признать, что корни конфликта лежали в недовольстве населения местными властями.

Необходимо отметить, что популярность Ислама Каримова в республике продолжает оставаться на достаточно высоком уровне и в наши дни. Это позволило ему без особых усилий одержать победы на президентских выборах в 2007 и 2015 гг.

Эконмическое состояние республики еще в конце 80-х гг. XX века начало ухудшаться. Наблюдалось падение производства, что привело к ухудшению положения несения республики, вызвало рост преступности и коррупции. Экономический спад в Узбекистане продолжался до середины 90-х гг., подхлестнутый нарушением экономических связей, существовавших в годы советской власти. Однако, благодаря политической стабильности, наблюдавшейся в Узбекистане, падение экономики республики было не столь значительным, как во многих соседних среднеазиатских республиках. Поддерживало экономику страны сохранившееся с советских времен жесткое государственное регулирование, сохраненное Каримовым. Продолжили работать в стране и предприятия золотодобывающей и нефтедобывающей промышленности, имевшие возможность сбывать свою продукцию за рубежом по относительно высоким ценам. С 1995 г. происходило неуклонное увеличение добычи нефти, газа, урана и золота. Необходимо отметить, что Узбекистан обладает одними из самых больших нефтегазовых запасов среди всех среднеазиатских республик. Страна входит в десятку крупнейших экспортеров нефти и газа и занимает по этому показателю 5-е место среди стран СНГ.

Благодаря росту экономики, начавшемуся в середине 90-х гг. в 1995 г. в стране удалось отменить карточную систему, а сам Узбекистан смог обеспечить свою энергетическую и продовольственную безопасность. В эти годы до 40% бюджета страны тратилось на социальные нужды, что снизило социальную напряженность. Одновременно огромные средства власти вкладывали на создание современной армии и подготовку квалифицированных кадров из числа молодежи.

Несмотря на сохранение советских методов руководства, уже в 1992 г. был принят закон, о разгосударствлении экономики. Первоначальной приватизации в республике подверглась сфера услуг. С 1993 г. приватизация в Узбекистане стала более масштабной. И к середине 90-х гг. частный сектор давал до 1/3 ВВП страны. В стране для продолжения дальнейших реформ был создан Национальный банк, в 1994 г. была введена национальная валюта – сум. Стабилизировать экономику страны к средине 90-х гг. помогли и крупные кредиты, полученные государством от МВФ.

Второй этап приватизации начался с 1994 г. С этого года начинается продажа предприятий с торгов. Право принимать участие в торгах получили и нестранные предприятия, получавшие от правительства специальные льготы. Правительство республики пошло на уступки бизнесу и отменило пошлины на ряд товаров. В результате местные и иностранные предприниматели получили больше возможностей для ведения бизнеса в стране. Все это способствовало притоку иностранных кредитов. К 2000 г. иностранные кредиты составили ¼ часть всех вложений в экономику Узбекистана.

Начиная с 2000-х гг. в стране быстрыми темпами развиваются нефтепереработка, автомобилестроение (завод «УзДэуАвто» под Андижаном), производство сельхоз техники, переработка хлопка (по экспорту хлопка Узбекистан уступает только США, стран входит в первую пятерку стран по производству хлопка).

В 2005 г. ВВП республики превысил показатели 1991 г. на 29 %, продемонстрировав таким образом одни из самых внушительных темпов роста на постсоветском пространстве, обойдя Россию (уровень ВВП 1991 года удалось достигнуть только в 2006 г.), Латвию и Литву.

Однако в последние годы темпы роста экономики республики замедлились, что по мнению экспертов вызвано высоким показателем коррупции и жестким регулированием экономики со стороны государства. Резкий рост населения республики тоже имел свои негативные последствия, спровоцировав рост безработицы в стране.

Основной вектор внешней политики республики связан с развитием сотрудничества на постсоветском пространстве, а также на борьбе с угрозой исламского фундаментализма. По этой причине первоочередными партнерами республики на международной арене стали среднеазиатские государства-члены СНГ и Российская Федерация, в которой по различным данным проживёте и трудится от 200 тыс. до 1,5 млн. граждан Узбекистана. Однако, Узбекистан сотрудничал на постсоветском пространстве и с государствами, традиционно занимавшими антироссийскую позицию и выступавшими за развитие альтернативных вариантов сотрудничества на постсоветском пространстве без участия России. Так в частности вплоть до 2005 г. страна входила в объединение ГУУАМ. Узбекистан одним из первых предоставил США свою территорию для размещения баз, необходимых для переброски войск в Афганистан. Однако, после череды цветных революции внешнеполитический курс страны был скорректирован, страна покинула ГУУАМ, а с 2005 г. начался вывод американских военных баз с территории республики.

В последние годы в регионе Средней Азии обострились отношения между Узбекистаном и Таджикистаном в связи с вопросом о рациональном использовании водных ресурсов. Таджикистан, желающий построить новые ГЭС на реках Вахш и Пяндж, образующих при слиянии Амурдарью, угрожает таким образом безопасности региона и получает возможность самостоятельно регулировать уровень сброса данных рек, что несомненно не устраивает руководство Узбекистана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: