На разных этапах работы сотрудника в компании

Каждый этап работы сотрудника в компании предполагает использование определенных методов оценки.

1. Отбор кандидатов на вакантную должность

На данном этапе устанавливается соответствие профессиональных и личностных характеристик кандидата требованиям должности, корпоративной культуре компании. Прогнозируется, впишется ли в коллектив потенциальный сотрудник и сумеет ли он работать в команде.

Применяемые методы:

- структурированное интервью, которое проводится как отдельно с линейным руководителем, так и с HR-менеджером. Линейный руководитель часто бывает лучше знаком с бизнес-процессами в компании, тогда как HR-менеджер может эффективнее определить соответствие кандидата корпоративной культуре;

- тесты, как в предметной области, так и психологические;

- в редких случаях, например, когда речь идет о найме руководителя высшего звена, — ассессмент-центр, а точнее, его составляющая — индивидуальное глубинное интервью.

А.Я. Кибанов предлагает руководствоваться следующей схемой при выборе методов оценки персонала в зависимости от оцениваемых качеств на этапе отбора.

Методы оценки при отборе персонала

Оцениваемые качества Анализ анкетных данных Психологи-ческое тестирование Квалифика-ционное тестирование Проверка рекомендаций Интервью
Интеллект   ++     +
Эрудиция +   ++   +
Профессиональные знания и навыки +   ++ + +
Организаторские способности +   + + +
Коммуникативные способности   +     ++
Личностные особенности   ++   + ++
Здоровье и работоспособность +     + +
Внешний вид и манеры         ++
Мотивация         ++

 

2. Окончание испытательного срока

При выходе на работу новый сотрудник должен получить задание на испытательный срок (чаще всего, 3 месяца). Его задачи на этот период могут быть прописаны несколько иначе, чем в формах текущей оценки. Часто в качестве задач указывается приобретение знаний о продуктах или бизнес-процессах в компании. Например, для сейлз-менеджера, уже имеющего навыки продаж в другой отрасли, главная задача на испытательный срок — изучить конкретный продукт, с которым ему придется работать. Новичку также могут доверить небольшой проект, который он будет выполнять под контролем куратора. Основная цель оценки на этом этапе — еще раз проверить соответствие кандидата должности.

Применяемые методы:

- оценочное интервью;

- формальные и неформальные тесты на знание предмета.

3. Текущая оценка деятельности

Цикл текущей оценки деятельности персонала совпадает с финансовым годом. Для новых сотрудников отчет текущего периода начинается после прохождения испытательного срока. Если, к примеру, сотрудник пришел в компанию 1 июня, то по прошествии испытательного срока на оставшиеся четыре месяца до конца периода перед ним ставятся текущие задачи.

По результатам оценки принимаются решения о пересмотре заработной платы и премировании, составляется план развития и карьерного роста сотрудников.

Применяемые методы:

- аттестация;

- управление по целям (MBO);

- управление результативностью (PM);

- «360 градусов» (личное развитие).

4. Перевод в другое структурное подразделение или продвижение по службе

На данном этапе перед руководителем стоит задача определить соответствие сотрудника новой должности и выявить потребности в его профессиональном обучении и личном развитии.

Применяемые методы:

- оценочное интервью, которое может проводиться в рамках либо регулярной, либо внеочередной оценки;

- «360 градусов» (личное развитие).

5. Принятие решения об обучении сотрудника

На данном этапе необходимо выявить потребности персонала в профессиональном и личностном обучении, а также замерить текущие знания сотрудников. Но в любом случае обучение должно соотноситься со стратегическими целями компании.

Применяемые методы:

- интервью в рамках текущей оценки;

- «360 градусов» (выявление личностных компетенций);

- тесты как вспомогательный элемент замера знаний. Для определения результатов обучения они могут проводиться до и после тренинга.

6. Формирование кадрового резерва

Главное при формировании кадрового резерва — это определение потенциала сотрудников с акцентом на личностных компетенциях, в частности на их лидерских качествах и способности к обучению.

Применяемые методы:

- первичный отбор кандидатов для включения в кадровый резерв происходит во время текущей оценки;

- далее для работы с кадровым резервом с определенной периодичностью (как правило, раз в год) организуется специальная кампания, в ходе которой проводится оценка с помощью ассессмент-центров и метода «360 градусов».

7. Принятие решения об увольнении работника

Желая уволить сотрудника, работодатель должен предоставить формальные доказательства его несоответствия занимаемой должности.

Применяемый метод:

- основанием для увольнения могут быть только результаты аттестации, оформленные по всем правилам. Для предварительного выявления некомпетентности работника могут использоваться любые другие приемы, но юридической силы они иметь не будут.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: