Рулевое управление необходимо для задания направления движения автомобиля. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевой механизм служит для уменьшения усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу. Наиболее распространены на современных автомобилях рулевые механизмы червячного и реечного типов.
В рулевом механизме червячного типа (рис. 34) ведущая шестерня (червяк 2) напрессована на конец рулевого вала, на другом конце которого закреплено рулевое колесо 1. Вращение рулевого колеса и червяка передается на ролик 3, напрессованный на вал сошки 4. Поворот сошки вправо или влево обеспечивает поступательное движение тяг рулевого привода и поворот управляемых колес. Рулевой механизм червячного типа применяется на заднеприводных автомобилях.
В рулевом механизме типа «шестерня-рейка» (рис. 35) рулевой вал, на конце которого закреплено рулевое колесо 1, оканчивается шестерней 2, находящейся в зацеплении с зубьями рейки 3. Вращательное движение шестерни (при вращении рулевого колеса) преобразуется в поступательное движение рейки вправо или влево, с которой связаны тяги 5 рулевого привода. Поступательное движение тяг обеспечивает поворот управляемых колес. Реечный рулевой механизм проще в изготовлении, имеет меньшее число деталей и обеспечивает водителю меньшее усилие на рулевом колесе, чем червячный рулевой механизм.
|
|
Рулевой привод предназначен для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам, обеспечивая их поворот на неодинаковые утлы с целью обеспечения единого центра поворота автомобиля без бокового скольжения колес. Рулевой привод включает в себя сошку 4 (см. рис. 34), рулевые тяги 5, шаровые шарниры А и рычаги 6, закрепленные на поворотных кулаках.
Для обеспечения работоспособности рулевого управления необходимы надежное крепление кожуха рулевого вала (рулевой колонки) и картера рулевого механизма к кузову автомобиля, а также исправность шаровых шарниров рулевых тяг. Будьте внимательны к шаровым опорам (шарнирам), на них ложится тяжесть передней части автомобиля. Поломка и повышенные люфты в них приводят к аварии. Рулевое колесо должно вращаться свободно, однако его свободный ход (люфт) допустим лишь в пределах, указанных производителем автомобиля. Тугое вращение и увеличенный свободный ход рулевого колеса создают угрозу безопасного движения, поэтому обнаруженную неисправность рекомендуется устранить на станции технического обслуживания.
Тормозные системы
Для замедления скорости движущегося автомобиля вплоть до остановки, а также для удержания его при остановке или стоянке на уклоне служат тормозные системы. Каждый автомобиль оборудован рабочей и стояночной тормозными системами. Тормозные механизмы рабочей системы установлены на каждом колесе автомобиля, тормозные механизмы стояночной системы действуют только на задние колеса.
|
|
В общем виде тормозная система состоит из тормозных механизмов и их привода (рис. 36).
Рабочий тормоз. Состоит из тормозных механизмов барабанного или дискового типа с гидравлическим приводом.
Гидравлический привод тормозов (рис. 37) включает в себя главный тормозной цилиндр 4 с резервуаром (бачком), колесные цилиндры 7 и 8 и соединяющие их трубопроводы. В главном тормозном цилиндре установлен поршень 3, соединенный через шток с педалью 2 тормоза. При отпущенной педали между колодками 1 и дисками 5 передних колес, а также между колодками 9 и барабанами задних колес имеются зазоры, благодаря которым колеса автомобиля могут свободно вращаться. Полости цилиндров и трубопроводов заполнены тормозной жидкостью.
Тормоз дискового типа (рис. 38) состоит из тормозного диска 7 колеса, с обеих сторон которого расположены колесные цилиндры 1 и 5. В цилиндрах установлены поршни 2 и 4, на которых закреплены тормозные колодки 3. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость поступает от главного тормозного цилиндра в колесные цилиндры. Под давлением жидкости поршни начинают перемещаться, выбирая зазор между колодками и диском. При этом колодки с одинаковым усилием прижимаются к диску с обеих сторон диска, и колесо замедляет вращение вплоть до остановки. Если поршень установлен с одной стороны колеса, противоположная по отношению к нему тормозная колодка установлена в плавающей скобе Б (см. рис. 35).
Первоначально все тормозные механизмы автомобиля были барабанными, в последнее время барабанные тормоза применяются только на задних колесах.
Тормоз барабанного типа (рис. 39) состоит из барабана 4, двух колодок 2, стянутых между собой пружиной 6, и колесного цилиндра /, закрепленного на неподвижном тормозном щите 3 колеса.
Внутри колесного цилиндра помещены два поршня 7, в наружные торцы которых упираются верхние концы колодок. Нижние концы колодок опираются на опорные пальцы 5. При нажатии водителем на педаль тормоза тормозная жидкость, находящаяся под давлением, сдвигает поршни к наружным торцам тормозного цилиндра, верхние концы колодок расходятся, и фрикционные накладки колодок 2 соприкасаются с внутренней поверхностью обода барабана 4, обеспечивая торможение колеса.
При торможении замедление вращения передних колес происходит с некоторым опережением относительно задних. Это сделано с целью предотвращения заноса автомобиля. Устройство, обеспечивающее это опережение, называется регулятором давления 9 (см. рис. 36) в приводе задних тормозов. Степень опережения зависит от загрузки автомобиля, поэтому регулятор жестко связан с одним из элементов задней подвески.
При выходе из строя одного из тормозных механизмов или утечке жидкости из гидропривода тормоза автомобиля не отказывают полностью. Предусмотрено разделение их на два контура, например «правый передний — левый задний тормоз» и «левый передний — правый задний тормоз». Такое разделение контуров называется диагональным. При параллельном разделении контуры делятся на передний и задний (такая схема применяется редко). При выходе из строя одного из контуров второй обеспечит торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Внимание! Любые неисправности тормозной системы — утечка жидкости из гидропривода тормозов, неэффективность замедления автомобиля при нажатии на педаль тормоза, занос или увод автомобиля в сторону при торможении, износ тормозных колодок, проявляющийся скрипом и «визгом» при торможении — должны быть немедленно устранены во избежание аварии.
|
|
Для снижения усилия при нажатии на педаль тормоза применяется вакуумный усилитель (рис. 40). Он состоит из корпуса 2 и диафрагмы 3. Диафрагма разделяет корпус на две полости: вакуумную А и атмосферную Б. Вакуумная полость соединена шлангом с впускным трубопроводом двигателя. При отпускании педали тормоза обе полости усилителя находятся под воздействием разрежения, создаваемого во впускном трубопроводе при работающем двигателе, и центральная пружина 4 прижимает клапан с диафрагмой вправо (по рисунку), закрывая отверстие трубки связи с атмосферой. При нажатии на педаль тормоза 5 через шток 6 диафрагма перемещается влево, полость Б сообщается с атмосферой, а разрежение в полости А помогает водителю осуществлять торможение автомобиля, снижая усилие на педали тормоза.
Внимание! При неработающем двигателе вакуумный усилитель также находится в нерабочем состоянии, и усилие на педали тормоза резко возрастает.
Стояночный тормоз. Служит для удержания автомобиля в неподвижном состоянии во время остановки или стоянки. Рычаг 7 (см. рис. 36), расположенный, как правило, справа от сиденья водителя, связан тросами 11 и 13 с рычагами, установленными в барабанах тормозных механизмов задних колес. При перемещении рычага в верх колесных тормозов рычаги под воздействием тросов сдвигают тормозные колодки, прижимая их к барабанам. Для растормаживания задних колес следует нажать на кнопку в торце рычага 7 привода и опустить рычаг до упора. Под действием стяжных пружин 6 (см. рис. 39) тормозные колодки 2 займут исходное положение.
Исправность стояночного тормоза следует периодически контролировать так же, как и исправность рабочей тормозной системы. При неправильной регулировке (увеличенной или уменьшенной длине тросов) стояночный тормоз может оказаться неработоспособным либо, наоборот, притормаживать задние колеса при движении автомобиля. Не рекомендуется включать стояночный тормоз при остановке автомобиля на длительное время зимой: колодки могут примерзнуть к барабану, и тронуться с места станет невозможно. В экстренной ситуации (например, при полном отказе рабочей тормозной системы) стояночный тормоз может помочь остановить автомобиль. Однако эффективно воспользоваться им в этом случае можно только при наличии специального навыка.
|
|
Гл а в а 7