Неисправности двигателя и его систем

Основными системами, «отвечающими» за пуск и работу двига­теля, являются системы питания и зажигания. Если двигатель не запускается, рекомендуется вести поиск неисправности последова­тельно, как показано на рис. 41 и 42.

Неисправности системы питания. В первую очередь следует проверить наличие топлива в баке (см. рис. 41), а затем — подачу его топливным насосом. На карбюраторном двигателе можно «за­глянуть» в прозрачный корпус фильтра тонкой очистки топлива: при наличии топлива в баке и нормальной работе топливного насоса в фильтре всегда будет некоторый уровень бензина. Если его нет, проверяем подачу топлива рычагом ручной подкачки топливного насоса: фильтр должен заполниться бензином. Начало засорения фильтра тонкой очистки обычно проявляет себя на высоких скоро­стях движения автомобиля: разгон становится вялым, при нажатии на педаль управления дроссельными заслонками (акселератора) ощущаются подергивания и провалы. В этом случае фильтр следу­ет заменить.

Поступлению топлива в карбюратор могут препятствовать засо­ренный сетчатый фильтр (при наличии в топливной магистрали фильтра тонкой очистки топлива это практически исключено) или заклинивание иглы запорного клапана поплавковой камеры. Сетчатый фильтр следует промыть, а иглу заменить (на некоторых кар­бюраторах — вместе с корпусом клапана).

 

 

 


Неравномерная (вплоть до остановки) работа двигателя на холо­стом ходу, провалы и перебои при нажатии на педаль акселератора (подачи горючей смеси) во время разгона автомобиля, «выстрелы» во впускном трубопроводе или в глушителе (последние нередко сопровождаются дымным выхлопом черного цвета) могут быть вы­званы несоответствующим составом горючей смеси, приготовляе­мой карбюратором. В этом случае требуются диагностика и ремонт карбюратора — сложная и ответственная работа, которую лучше доверить опытному водителю или специалистам на станции техни­ческого обслуживания.

Неисправности системы зажигания (см. рис. 42). У карбюратор­ного двигателя такие неисправности могут иметь признаки, сход­ные с неисправностями системы питания. Затрудненный пуск, не­равномерная работа или остановка двигателя на холостом ходу, не­достаточно эффективный разгон автомобиля могут быть связаны с выходом из строя одной из свечей зажигания, замыканием на «мас­су» ее наконечника или высоковольтного провода, повреждением крышки распределителя, нарушенным зазором между контактами прерывателя.

Затрудненный пуск двигателя может быть связан с неисправно­стью стартера или — чаще — аккумуляторной батареи.

Обслуживание аккумуляторной батареи является гарантией ее долговечности. Условия надежной работы аккумуляторной бата­реи — достаточный уровень электролита, определенная его плот­ность и постоянная заряженность. Уровень электролита на малообслуживаемой батарее проверяют в каждом из аккумуляторов: он должен быть на 10... 15 мм выше уровня пластин (рис. 43, а). На не­обслуживаемой батарее уровень электролита должен находиться между метками минимума и максимума, нанесенными на боковой поверхности корпуса батареи (в этом случае корпус выполняется из полупрозрачной пластмассы). При естественном понижении уров­ня электролита (из-за испарения входящей в его состав воды) доли­вать в аккумуляторы следует только дистиллированную воду.

Плотность электролита проверяют периодически с помощью ареометра (рис. 43, б). Для центральных районов плотность элект­ролита полностью заряженной аккумуляторной батареи должна быть 1,27 г/см3. По мере разряда аккумулятора плотность электро­лита уменьшается. При снижении плотности "электролита аккуму­ляторную батарею заряжают с помощью зарядного устройства.

 

 


Периодически следует очищать выводы батареи и наконечники проводов и смазывать их для защиты от окисления техническим вазелином. Наконечники проводов должны быть надежно закреп­лены на выводах батареи.

Проверка работы свечей зажигания — часто про­водимая операция при поиске неисправности в карбюраторном дви­гателе.

Исправность системы зажигания проверяют, сняв с одной из све­чей наконечник высоковольтного провода и закрепив его на рассто­янии 5...7 мм от «массы». При проворачивании коленчатого вала двигателя стартером между наконечником провода и «массой» должна периодически возникать хорошо заметная бесперебойная искра. (Внимание! Подобную проверку не рекомендуется проводить на автомобилях с бесконтактными или микропроцессорными сис­темами зажигания.) Если при исправном высоковольтном проводе искра на свече не возникает, рекомендуется вывернуть ее при по­мощи специального ключа, осмотреть электроды и проверить зазор между ними. Величина зазора между электродами свечей на карбю­раторном двигателе должна составлять 0,6... 0,7 мм, на двигателе с системой впрыска топлива— 1,0... 1,1 мм. Через 20... 25 тыс. км про­бега автомобиля свечи рекомендуется заменить новыми независи­мо от их состояния.

Неисправность прерывателя (рис. 44) чаще всего возникает при загрязнении, замасливании, изнашивании или подгорании контак­тов. Она проявляется в образовании слабой искры. Детали преры­вателя очищают замшей, смоченной в бензине, и протирают насу­хо. Подгоревшие контакты 5 и 6 зачищают плоским надфилем, обес­печивая их параллельность при размыкании и плотное соединение при замыкании. При необходимости зазор между контактами пре­рывателя регулируют, как описано в Руководстве по эксплуатации автомобиля. Величина зазора между полностью разомкнутыми кон­тактами прерывателя автомобилей ВАЗ-2101... -2107 должна нахо­диться в пределах 0,35...0,45 мм.

Неисправности двигателя с системой впрыска топлива также мо­гут быть связаны с неисправностями систем зажигания и питания. В случае отказа одного из датчиков системы контроллер переходит на обходной режим работы, а если работа датчика восстановится, сведе­ния о возникшей неисправности сохранятся только в памяти контрол­лера. В отдельных случаях об отказе того или иного датчика водителю «сообщает» контрольная лампа CHECK ENGINE («Проверьте двига­тель») в комбинации приборов. Параметры движения автомобиля могут ухудшиться: замедлится разгон, возрастет расход топлива, од­нако движение можно будет продолжить. Единственный датчик, не­исправность которого повлечет остановку двигателя и невозможность вновь пустить его, — это датчик положения коленчатого вала. Отказы системы питания впрыскового двигателя могут быть связаны с выходом из строя электробензонасоса, регулятора давления топлива в топ­ливной рампе, засорением топливного фильтра и форсунок.

 

 

 

 


Рис 44 Прерыватель:

1 — вакуумный регулятор опережения зажигания; 2 — тяга; 3 — кулачок; 4 — винт-эксцентрик; 5 — неподвижный контакт; 6 — подвижный контакт; 7 — винт крепления стойки неподвижного контакта

В табл. 2 приведены неисправности механической части двига­теля и его простых систем, возможные при любом типе системы питания (карбюраторной или впрысковой). Часть из них можно устранить самостоятельно или с помощью опытного коллеги. Более сложные работы, связанные с заменой деталей или сложными ре­гулировками, следует доверить специалистам станции техническо­го обслуживания автомобилей.

Таблица 2 НЕИСПРАВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ

Признаки неисправности Причина Действия водителя

Механизмы двигателя

Неисправности, определяемые на слух

Стуки в двигателе Увеличенные зазоры в приводе клапанов Отрегулировать зазор
  Изношены детали кривошипно-шатунного механизма Обратиться на СТО
Шум цепной передачи Слабо натянута цепь Отрегулировать натяжение цепи

Неисправности, определяемые визуально

Голубой дым отработавших газов Попадание масла в камеру сгорания в результате его избытка в картере Довести уровень масла до нормы
  Изношены маслосьемные колпачки Заменить маслосъемные колпачки самостоятельно или на СТО
  Изношены поршневые кольца Обратиться на СТО
Белый дым Двигатель не прогрет Прогреть двигатель (после прогрева двигателя дымление должно прекратиться)
  Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры Подтянуть гайки [винты] крепления головки блока цилиндров или обратиться на СТО для замены прокладки головки блока
Черный дым Неполное сгорание топлива Обратиться на СТО для ремонта или регулировки карбюратора

Системы охлаждения и смазочная

Перегрев двигателя Мало жидкости в системе охлаждения Долить жидкость
  Слабо натянут ремень вентилятора Отрегулировать натяжение ремня вентилятора
  Замаслен [проскальзывает) ремень привода вентилятора Очистить ремень насухо и протереть тальком
  Наличие накипи или грязи в системе охлаждения Промыть систему охлаждения специальным раствором
  Перегрузка двигателя Уменьшить нагрузку двигателя, снизив скорость, или уменьшить вес перевозимого груза  
Низкое давление масла Пониженный уровень масла в картере Устранить утечку масла и долить его до нормы
  Разжижение масла в картере из-за попадания в него топлива Заменить масло в картере
  Засорена сетка маслоприемника масляного насоса Обратиться на СТО
  Износ подшипников коленчатого вала То же




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: