Ключ к тестовому заданию

1. б 2. а 3. б 4. в 5. б 6. а 7. а 8. в 9. б 10.а 11.в 12.б 13.в 14.а 15.а 16.б 17.в 18.б 19.а 20.б 21.б 22.в 23.б 24.а 25.а 26.в 27.б 28.в 29.а 30.в

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Нормативно-правовая литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Трудовой кодекс РФ.

7.2. Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. Гриф МО РФ / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009.

2. Вайсеро К.И., Осташкин В.Н. Социально-культурная деятельность. Учебник. Гриф УМО. – М.: МГУУ ПМ, 2009.

3. Социальная психология. Учебник для ВУЗов / Под ред. А.М.Столяренко. М.: Юнити, 2009.

7.3. Дополнительная литература:

4. Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие. - 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009.

5. Бодалев А.А., Сухов А.Н., Казанцев В.Н. Социальная психология: учебное пособие. 6-изд. – М.: Академия, 2008.

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. Гриф МО РФ. - 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Вайсеро К.И. Психология искусства: учебно-методический комплекс. – М.: Моск. городск. ун-т управл. Правительства Москвы, 2010.

8. Вайсеро К.И. Психология социально-культурной деятельности: учебно-методический комплекс. – М.: Моск. городск. ун-т управл. Правительства Москвы, 2010.

9. Вайсеро К.И. Социально-психологические условия повышения эффективности деятельности творческого воинского коллектива при проведении культурно-досуговой работы. Дис. … канд. психол. наук. – М.: ВУ, 1998.

10. Викторов Е.А. Личность. Индивидуальность. Творчество. – СПб.: Искусство, 2005.

11. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учебное пособие. Гриф УМО. – М.: Финансы и статистика, 2004.

12. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Гриф УМО. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.

13. Дизренс Ч. Влияние музыки на поведение. — М.: Московская консерватория, 1983.

14. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984.

15. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. Учебное пособие. – Л., 1991.

16. Егоров В.В. Управление интеллектуальным потенциалом трудового коллектива: Учебное пособие. – М.: МГУУ ПМ, 2005.

17. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.

18. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002.

19. Картамышева Е.Ю. Психологические аспекты профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих г. Москвы: Учебно-практическое пособие. – М.: МГУУ ПМ, 2008.

20. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - 3-е доп. и перераб. изд. – М.: Дело, 1998.

21. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: Педагогика, 1984.

22. Пичуричкин С. Имидж творческого коллектива: – М.: ИД «Один из лучших», 2005.

23. Практикум по социальной психологии. Под ред. И.С. Клециной.- Санкт-Петербург: Питер 2008.

24. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. – Л., 1988.

25. Сергеев Л.В. Самодеятельные коллективы. – Казань, 2000.

26. Слаква С.П. Психология малой группы. – М.: ЭКЗАМЕН, 2004.

27. Станкин М.И. Психология управления: практическое пособие. - Доп. и перераб. изд. 3-е. – М.: Интел-Синтез, 2002.

28. Хренов Н.А. Публика в истории культуры: Феномен публики в ракурсе психологии масс. – М.: Аграф, 2007.

29. Шерстнёв М.П. Психологическое управление людьми. – М.: Русская правда, 2003.

30. Якрушев В.М. Объятья тишины: как создать благоприятную атмосферу в коллективе. – М.: АСТ-Пресс, 2005.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

- компьютер, технические средства звукозаписи и звуковоспроизведения

- мультимедийный проектор, экран

- видеоматериалы, аудиозаписи

- ксерокопии документов.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 7. Семинар. Особенности общения в творческом коллективе.

Доклад: «Социальное значение общения в творческом коллективе».

Фиксированное выступление: «Специфика процессов общения творческих коллективов со стихийными группами».

Вопросы:

1. Сущность, история и методология социальной психологии коллективного творчества.

2. Функции, уровни и структура общения в творческом коллективе.

3. Коммуникативная сторона общения в творческом коллективе.

4. Перцептивная сторона общения в творческом коллективе.

5. Интерактивная сторона общения в творческом коллективе.

6. Социальное взаимодействие творческих коллективов.

Тема 15. Семинар. Социально-психологические явления в творческом коллективе.

Доклад: «Совместная деятельность членов творческого коллектива».

Фиксированное выступление: «Специфика социально-психологических явлений в творческом коллективе».

Вопросы:

1. Развитие творческого коллектива.

2. Личность в творческом коллективе.

3. Межличностные отношения в творческом коллективе.

4. Динамические процессы в творческом коллективе.

5. Социально-психологические условия эффективности работы творческого коллектива.

6. Конфликты в творческом коллективе и пути их разрешения.

Тема 3. Практическое занятие. Коммуникативная сторона общения в творческом коллективе.

Практическое исследование средств вербальной и невербальной коммуникации в творческом коллективе. Подготовка аналитического отчета.

Тема 4. Практическое занятие. Перцептивная сторона общения в творческом коллективе.

Практическое повышение точности межличностного восприятия менеджера социально-культурной деятельности. Социально-психологический тренинг перцептивной компетентности.

Тема 5. Практическое занятие. Интерактивная сторона общения в творческом коллективе.

Практическое исследование проблем взаимодействия в творческом коллективе. Подготовка рекомендаций по построению единой стратегии взаимодействия в творческом коллективе.

Тема 11. Практическое занятие. Динамические процессы в творческом коллективе.

Практическое исследование динамических процессов в творческом коллективе. Подготовка аналитического отчета.

Тема 12. Практическое занятие. Совместная деятельность членов творческого коллектива.

Практическое исследование совместной деятельности творческого коллектива. Подготовка аналитического отчета. Групповое оценивание результатов совместной деятельности.

Тема 14. Практическое занятие. Конфликты в творческом коллективе и пути их разрешения.

Отработка практических умений управления конфликтной ситуацией в творческом коллективе.

10. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ГЛОССАРИЙ)

Авторитет – а) влияние, влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, должности, статусе и пр. В этом значении в психологии социальной понятие нередко соотносится с представлением о власти. б) Признание за индивидом права на принятие решения в условиях деятельности совместной. В этом значении понятие может не совпадать с властью: авторитетом может пользоваться человек, не наделенный соответственными полномочиями, но служащий своего рода нравственным эталоном и потому обладающий высокой степенью референтности для окружающих. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в глазах других и значимостью его деятельности.

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Адаптация социальная – процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонент, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, от возможностей их достижения в социальной среде. В результате достигается формирование самосознания и поведения ролевого, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающими. Хотя адаптация социальная идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

Амбивалентность чувств (от лат. ambo – оба и valentis – имеющий силу) – эмоциональное состояние двойственности в отношении к человеку или явлению, его одновременное принятие и отвержение.

Атрибуция каузальная – интерпретация человеком восприятия межличностного причин и мотивов поведения других людей. Изучение ее исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин их поведения, и выводам о соответственных личностных качествах;

2) поскольку информация о человеке, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личностные и приписывает их наблюдаемому;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследованиями атрибуции каузальной первоначально занималась только психология социальная; ныне ими занимаются также психология общая, педагогическая, возрастная, психология спорта. Основы ее изучения заложил Ф. Хайдер, разработавший основные категории и принципы. Основные области изучения атрибуции каузальной - восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие широкого класса других социальных объектов. Самые важные результаты ее исследования экспериментального состоят в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком поведения своего и других людей;

2) отклонений процесса атрибуции каузальной от логических норм под действием субъективных - мотивационных и информационных - факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных - внутренними. На базе выявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования атрибуции каузальной в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека.

Аттракция – понятие, означающее появление при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка коего порождает разнообразную гамму чувств - от неприязни до симпатии и даже любви - и проявляется как особая установка социальная на другого человека. Экспериментально изучаются механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств при восприятии другого человека, причины появления эмоционального отношения, в частности - роль сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, а также ситуации, в коей они находятся.

1) влияние таких характеристик, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и пр.;

2) влияние условий взаимодействия - «поведение помогающее», деятельность совместная, и пр.

Апперцепция – влияние на восприятие окружающего мира предшествующего опыта и установок человека.

Архетипы (от греч. arche – начало + typos – образ) – элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного человека определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Являются результатом многовекового опыта предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, а о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности и реагированию на ситуацию. Объединяются в несколько групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst).

Аффилиация – стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, а также со сверстниками. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию, сопряженную с тревогой и неуверенностью в себе и вызывающую чувство одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить, избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

Барьер смысловой – взаимное непонимание, возникающее между людьми при общении, - следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. Несовпадение смыслов высказываний, просьб, приказов и прочего создает препятствие для развития взаимодействия партнеров. Барьеры смысловые проявляются во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если они игнорируют его взгляды, ценности, систему его смыслов личностных.

Большие социальные группы – это различные макрогруппы, которые включают в себя массовые движения, социальные слои и т. п.

Бюрократизм – в психологическом аспекте – явление, возникающее в условиях внеэкономических связей между обезличенным аппаратом управления и социальным объектом, исключающее воздействие на этот аппарат со стороны народа. Аппарат управления, превращаясь в сплоченную элиту, противодействует любым социальным изменениям, либо стремится адаптироваться к ним, сохраняя имеющиеся рычаги власти. Может проявляться на любом уровне функционирования общественного устройства: на уровне организаций, первичных подразделений. Его важнейшие черты - жесткая регламентация поведения и способов передачи информации на всех уровнях управления и исполнения, авторитарность сознания, конформизм. Бюрократизм требует от личности непререкаемого принятия существующего порядка вещей, отсутствия собственных позиций, некритического следования предписанному образцу, сохранения «психологической дистанции» между руководящей элитой и подчиненными. Социально-психологически он проявляется также в сопротивлении инновациям, личной инициативе, творческому поиску, в культивировании некомпетентности и карьеризма. Бюрократизм может преодолеваться путем демократизации, подотчетностью аппарата управления выборным органам, включением этого аппарата в систему экономических отношений, непосредственным участием народа в выработке и принятии управленческих решений.

Взаимодействие – в психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды - не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия.

Взаимодействие групповое – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Известны такие виды взаимодействия группового, как содружество, конкуренция и конфликт. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Структурированность группы проявляется в статусных отношениях, в действии признаваемых всеми членами группы нормах поведения и взаимодействия, в групповых целях и ценностях.

Взаимодействие межличностное – 1. В широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Такая трактовка обычно используется для указания на непосредственную взаимосвязь как-либо взаимно воздействующих индивидов (в результате взаимодействия они по меньшей мере отдают себе отчет во взаимном существовании). 2. В узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при коей поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Такая трактовка используется для обозначения способа реализации деятельности совместной, цель коей требует разделения и кооперации функций, а потому - взаимного согласования и координации индивидуальных действий. Основные признаки взаимодействия межличностного как формы общения:

1) предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), осуществление коей требует сопряжения усилий;

2) эксплицированность - доступность для стороннего наблюдения и регистрации;

3) ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями длительности, интенсивности, норм и правил интеракции, отчего она становится относительно нестабильным, изменчивым феноменом;

4) рефлексивная многозначность - возможность для взаимодействия межличностного быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности. Различаются два основных типа взаимодействия межличностного:

1) сотрудничество (кооперация) - когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или хота бы не препятствует реализации целей остальных;

2) соперничество (конкуренция) - когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников.

Взаимоотношения – система психологического взаимодействия в различных группах.

Внушение – эмоционально окрашенное воздействие на психику человека для побуждения к определенному поведению; является одним из механизмов социально-психологических явлений.

Гармония (от греческого «связь», «стройность», «соразмерность») - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В эстетике гармония рассматривается как существенная характеристика понятия «прекрасное».

Гедонизм (греч. hendone – наслаждение) – античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и духовное. Группа — совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Гуманистическая психология – одно из направлений социальной психологии, в основе которого лежат идеи свободы, гуманности выбора, предоставляемого человеку.

Групповая динамика – направление в социальной психологии, объясняющее законы формирования и развития групп.

Деформация социальных отношений – отклонение характеристик социальных отношений от стандартов и норм, сложившихся в мировой социальной практике. В частности, изоляционная деформация социальных отношений возникает в результате ограничения социальных связей.

Диагностика социально-психологическая – теория и практика, направленные на постановку психологического диагноза. При этом «психологический диагноз» предполагает не только установление отклонения от нормы, но и определение состояния конкретного со­циально-психологического явления.

Диалог – форма общения, состоящая, как правило, из чередую­щихся реплик участников и опирающаяся на психологическое ра­венство позиций его участников.

Доверительное общение – вид общения, в ходе которого создаются условия для передачи наиболее важных и интимных сообщений.

Девиантное поведение – такое поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и, как правило, приводит к социальной изоляции и лечению.

Закономерность социально-психологическая – повторяющаяся связь социально-психологических явлений. В социальной психологии систе­матические зависимости изучаются с помощью корреляционного и регрессионного анализа.

Игра – активность, направленная на условное моделирование развернутой деятельности. В основе игры лежит интерес.

Идентификация – процесс усвоения социальных ролей, отождест­вление индивида с реальным или воображаемым объектом.

Искусство (от старослав. искусы творити) – процесс или итог выражения внутреннего мира человека в художественном образе, творческое отражение идеи, чувства или эмоции.

Компетентность социально-психологическая – знания о социально-психологических явлениях, в том числе, возможностях по установлению доверительного общения, психологического портретирования, влияния.

Консультирование социально-психологическое – оказание конкретной психологической помощи клиентам в решении проблем, возникаю­щих в различных сферах социальной практики.

Конфликт – осознанное столкновение интересов, целей, ролей, цен­ностей. Различают как деструктивные (разрушительные), так и по­зитивные функции конфликтов.

Культура – система ценностей, представлений о жизни, совокупность способов человеческой деятельности, идей, традиций переда­ваемых от поколения к поколению.

Культурное отставание – интервал между временными точками раз­вития различных сфер или элементов культуры в тот или иной период.

Культурные потребности – источник социально-культурной неудовлетворенности и культурного развития человека. Формируются у человека в раннем детском возрасте при помощи культурных средств воздействия других значимых лиц (членов семьи, телевидения и др.). К ним относятся потребности в культурном развитии (познании), эстетические, музыкальные, гедонистические (получения удовольствия), культурного общения и др. При благоприятных жизненных условиях способствуют формированию побуждений (мотивов) к освоению культурных ценностей.

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Лидер – человек, который вносит наибольший вклад в решении проблемы и оказывает влияние на других членов группы. Суще­ствуют различные теории лидерства. Выделяют также и разные типы лидеров.

Личностный смысл – субъективно воспринимаемая значимость для человека тех или иных предметов или явлений. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета или явления с мотивами, потребностями и ценностями человека.

Личность – относительно устойчивая система поведения человека, построенная на его включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках человека другими людьми и его оценивании этих других.

Локус контроля – устойчивое свойство личности, характеризующее тип ответственности за события. Внутренний локус контроля означает, что человек объясняет неудачи собственными недостатками. Внешний локус контроля – наоборот: внешними обстоятельствами.

Массовая коммуникация – передача сообщений с помощью специ­альных электронных и печатных средств (телевидение, радио, прес­са и др.).

Компоненты массовой коммуникации: коммуникатор, сообщение, канал, аудитория.

Массовые социально-психологические явления – это общественное мнение, настроения, система ценностных ориентаций, традиции, обычаи и другие.

Механизмы социально-культурного воздействия – совокупность средств и путей влияния произведений культуры и искусства на сознание и психику человека. Выделяются механизмы убеждения, внушения, подражания и заражения. Параметрами эффективности социально-культурного воздействия механизмов являются привлекательность, убедительность и значимость создаваемых культурно-художественных образов.

Мода – принятый в социальной группе стереотип в одежде, лексике, преобладание каких-либо вкусов, взглядов.

Мобильность социальная – изменение индивидом (социальной группы) своей социальной позиции.

Нормы социальные – совокупность модифицированных и неофициальных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам.

Обмена теория – концепция о взаимодействии, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждалось в прошлом.

Организация социальная – объединение людей, создаваемое ради выполнения определенной цели, с присущей ей социальной структурой, иерархией позиций, нормативной регуляцией поведения, четким разделением функциональных обязанностей системой управ­ления, особыми каналами коммуникаций.

Общение – 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

Общение: средство невербальное – сюда входят жесты, мимика, пантомимика и другие движения выразительные.

Общение: структура – с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения:

1) сторона коммуникативная - выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему; общающиеся влияют друг на друга, у них возникают взаимоотношения;

2) сторона интерактивная - выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности; эта сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия, - имеют значение и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие; исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт;

3) сторона перцептивная - выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Общение фатическое – бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Общественное мнение – публично, выраженная и непременно распространенная оценка, событий и фактов, которые представляют интерес для той или иной группы.

Общность социальная – совокупность людей, объединяемых общи­ми условиями существования.

Обычаи – система норм, предписаний определенного общества.

Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.

Паника – состояние массового страха перед реальной или мнимой опасностью.

Процессы социально-культурной деятельности – ход развития социально-культурных явлений, последовательная смена состояний людей в результате социально-культурного воздействия.

Выделяются следующие процессы социально-культурной деятельности: творчество (создание культурных ценностей); репродукция (репетиции, повышение мастерства); воздействие; организация и управление.

К процессам социально-культурного воздействия относятся: приобщение к ценностям; мотивация адекватного поведения и деятельности; социально-культурная идентификация личности.

Профессиональная ориентация – система мероприятий по включению человека в мир труда. Предполагает профессиональное просвещение (информирование о мире профессий), профессиональное воспитание (выработку профессионально важных личностных качеств – работоспособность, ответственность), профессиональное консультирование.

Психология социально-культурной деятельности – часть психологии труда, изучающая функционирование психики в процессе социально-культурнойдеятельности.

Психология творчества – раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Психология труда – область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Основные направления: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации и профессиональной пригодности, оптимизация отношений в трудовых коллективах.

Роль – поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Санкции – средство социального контроля, с помощью которых корректируется поведение членов общества или группы.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной' ответственностью за воспитание детей.

Социализация – процесс усвоения "человеком социального опыта, норм, ценностей, ролей.

Социальная дезорганизация – ситуация, при которой ценности, от­ношения, институты отсутствуют, слабы и противоречивы.

Социально-культурная деятельность – комплекс мероприятий по созданию и распространению культурных ценностей в целях формирования мировоззрения, удовлетворения культурных потребностей, развития творческих способностей и снятия психической напряженности.

Статус социальный – положение человека в социальной иерархии.

Статус социометрический – число выборов, которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса.

Стратификация социальная – система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев (страт).

Стратометрическая концепция коллектива – социально-психологическая теория структурообразования коллектива, разработанная А.В. Петровским на основе деятельностного принципа. Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности.

Социальный институт — совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Субъекты и объекты социально-культурной деятельности – люди, трудовые и творческие коллективы, участвующие в процессе социально-культурного воздействия. Субъекты – это активные участники деятельности, они осуществляют воздействие на объекты.

Творческие способности личности – не сводимые к знаниям, умениям и навыкам индивидуальные особенности человека, определяющие успешность, легкость и быстроту его творческой деятельности. Делятся на музыкальные, литературные, художественные и др.

Трудности общения — барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.

Уровень притязаний личности – стремление человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Тесно связанно с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха. Может быть адекватным или неадекватным, заниженным или завышенным.

Ценности – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

Ценностные ориентации личности в культуре – образцы духовной или материальной культуры, имеющие наибольшее значение для человека при формировании его смысловых предпочтений.

Экспектация - система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляет собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и прочих регулятивов поведения в группе, характер экспектаций неформализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны - это:

1) право ожидать от окружающих поведения, соответственного их позиции ролевой;

2) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. При этом различаются:

1) экспектаций предписывающие - определяют должный характер исполнения роли;

2) экспектаций предсказывающие - определяют вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей «исполнителя» и конкретной ситуации.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – сопереживание эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Он связан с восприятием и пониманием прекрасного, наслаждением и эстетическим творчеством человека.

Этнос – совокупность людей, проживающих самобытной культурой.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методические указания……………………………….. 3
2. Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий.. 5
3. Содержание разделов и тем….…………………………………………… 7
4. Учебные мероприятия текущего и промежуточного контроля знаний 14
5. Перечень вопросов для подготовки к зачету..….………...……………. 14
6. Тесты для проверки знаний по дисциплине ……….…………………... 16
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………… 21
7.1. Нормативно-правовая литература…………………………………. 21
7.2. Основная литература………………………………………………... 21
7.3. Дополнительная литература………………………………………… 22
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………. 24
9. Планы семинарских и практических занятий..…………………………. 24
10. Словарь терминов и определений (глоссарий)………………………… 26

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: