Природный инстинкт и ум

Вполне ясно, что шииты и их руководители во все времена сталкивались с многочисленными опасностями и проблемами, с которыми не сталкивался ни один народ. Поэтому они были вынуждены скрывать свои религиозные убеждения и таким образом спасаться от врагов.

Ввиду этого лишь шииты познаются по скрытию своей идеологии, и всякий раз, когда речь заходит о скрытии религиозных убеждений, упоминаются шииты.

Следует заметить, что скрытие религиозных убеждений имеет свои предписания, зависящие от таких факторов, как наличие и отсутствие необходимости, вред и опасность и т. п. Шиитские факихы обстоятельно привели их в особых главах своих книг.

Скрытие религиозных убеждений не всегда обязательно. Иногда оно обязательно, иногда предпочтительно, иногда дозволено, а порой неодобряемо. В некоторых случаях обязательно не скрывать религиозные убеждения, например, при высказывании истины, содействии религии и оказании услуги исламу и джихаде на пути ислама. В этих случаях жизни и имуществу не придаётся значения. Ими жертвуют ради религии.

Иногда скрытие религиозных убеждений является запрещённым и недозволенным делом, например, в делах, касающихся убийства правоверного, распространения лжи и разврата в религии или причинения непоправимого ущерба мусульманам

87

Путём введения их в заблуждение, а также возникновения среди них жестокости или насилия.

В любом случае, скрытие религиозных убеждений не означает для шиитов создания тайной диверсионной группы. Так думают о шиитах их враги, не познавшие сути этого дела и не пытающиеся узнать истинного мнения шиитов по этому вопросу.

Скрытие религиозных убеждений не означает также того, чтобы сделать религию и её предписания тайной и не открывать её для тех, кто не верует в них.

Различные книги шиитов о предписаниях шариата и на другие темы в изобилии существуют повсюду, и каждый желающий может ознакомиться с ними.

Да, наша точка зрения по поводу скрытия религиозных убеждений стала предлогом для наших противников для того, чтобы совершать нападки на нас, представляя этот вопрос в искажённом виде. Пламя их вражды не гаснет. Они хотели, чтобы шииты, отказавшись скрывать свои убеждения, подверглись опасности. Ведь в те времена (в период правления Омейядов и Аббасидов) человеку достаточно было прослыть шиитом, чтобы враги семейства Мохаммада (да благословит Аллах его и род его!), в том числе Омейяды, Аббасиды и последователи Усмана, ополчились против него.

Тому, кто имеет претензии к шиитам по вопросу скрытия религиозных убеждений под тем предлогом, что это дело является незаконным с точки зрения религии, мы скажем следующее:

Во-первых, мы являемся последователями своих

вождей, непорочных имамов (да будет мир с ними!), и идём по указанному ими пути. Они призывали нас к скрытию религиозных убеждений в случае необходимости, и это дело было для них частью религии. Как было сказано, имам Садык (да будет мир с ним!) заявил: "Тот, кто не скрывает свои религиозные убеждения, не имеет веры."

Во-вторых, в Священном Коране отмечена законность скрытия религиозных убеждений. Так, в аяте 106 суры "Пчела" приведено: "Помимо тех, кто приневолен был к тому, а сердце их осталось твёрдым в своей вере."

В этом аяте говорится об Аммаре Ясире, который из страха перед еретиками выдавал себя за еретика, но в душе глубоко верил в Аллаха и Его пророка, и за это был признан безгрешным.

В аяте 28 суры "Семейство Имран" мы читаем:

"Пусть те, кто верует, при выборе партнёра и друзей не отдают неверным предпочтенье пред теми, кто благочестив. А те, кто будет это делать, у Бога никакой поддержки не найдут, помимо случая того, когда им от неверных идёт опасность иль угроза." (Т. е. в этом случае можно сделать вид, что дружишь с ними.)

В аяте 28 суры "Прощающий" приведено: "И вот сказал благочестивый из семейства Фараона, скрывавший благочестие своё." В этом аяте также указано на законность скрытия религиозных убеждений в некоторых случаях.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Школа воспитания семейства пророка

91


ПРЕДИСЛОВИЕ

Вожди и и имамы из семейства пророка (да будет мир с ними!) знали, что, пока они живы, правление не попадёт в их руки (по причине его захвата жестокими халифами), и они и их последователи будут вынуждены жить в тяжёлых условиях под давлением жестоких правителей.

Естественно, поэтому имамы должны были соблюдать осторожность в условиях этого мощного давления и цензуры, желая сохранить жизнь себе и своим соратникам. Они скрывали свои религиозные убеждения в той мере, чтобы не создавать опасности для жизни других людей и не наносить вреда религии. Таким образом они защищались от злобных и мстительных врагов и продолжали жить.

С другой стороны, имамы несли серьёзную ответственность за обучение шиитов законам и правилам ислама, наставление их на путь истинной и совершенной религии и воспитание в них примеров для истинных мусульман.

Имамы руководили мусульманами при помощи правильной и всесторонней программы, о которой нельзя подробно рассказать в этой книге. Многие тома книг, содержащих хадисы имамов, повествуют об этой программе учения.

В этой книге мы лишь приведём примеры из их обучительной и воспитательной программы, схожей с идеологическими дискуссиями, и вкратце ознакомим читателей с их плодотворной программой обучения и социального воспитания, по которой они воспитали своих последователей, приблизили их к Аллаху и

92

Очистили их души от грехов.

В этой главе мы укажем на некоторые моменты учения воспитательской школы имамов (да будет мир с ними!).

МОЛИТВА И ИСПОВЕДЬ

Пророк ислама (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Молитва - оружие правоверного, фундамент веры и свет небес и земли."

Уделение внимания молитве и исповеди является отличительной чертой шиитов, благодаря которой они превосходят других людей. Шиитские учёные написали много книг о превосходстве и правилах произнесения молитв и составили десятки больших и малых томов о молитвах имамов. В этих книгах особо отмечено глубокое внимание пророка (да благословит Аллах его и род его!) и членов его семейства молитвам и приведено изречение "Молитва - наилушее богослужение".

احب الاعمال الي الله عزوجل في الارض الدعا.

"Молитва - самое приятное Аллаху из всех дел, совершаемых на земле."

ان الدعا يرد القضاء و البلا.

"Молитва отвращает беды и неблагоприятные события."

ان الدعا شفاء من كل داء.

"Молитва - лекарство от любой боли."

О повелителе правоверных имаме Али (да будет мир с ним!) рассказывают, что этот великий человек был "молитвой", т. е. постоянно молился Аллаху. Да,

93

Предводитель монотеистов и вождь верующих в Аллаха должен быть именно таким. Молитвы его светлости, как и его проповеди, являются образцами арабского красноречия. В этой связи можно упомянуть известную молитву, которой его светлость обучил Комейла ибн Зиада. Эта молитва содержит божественное учение и глубокие религиозные истины и достойна того, чтобы стать для любого мусульманина универсальной религиозной и воспитательной программой.

В сущности, если разобраться внимательнее, можно понять, что молитвы пророка (да благословит Аллах его и род его!) и семейства его светлости являются наилучшей школой воспитания и образцом подражания для каждого мусульманина. Эта школа воспитывает в человеке силу веры, твёрдость убеждений и дух самопожертвования на пути истины. Она передаёт человеку тайну поклонения Аллаху и позволяет ему ощутить вкус разговоров и любви к Всевышнему. Она учит человека сознательности, следованию религии и приобретению факторов, приближающих его к Аллаху и дающих ему счастье. Эта школа отдаляет человека от падения, духовных вожделений и лживых переубеждений.

Вкратце можно сказать, что в этих молитвах отражён сборник религиозного, морального, воспитательного и идеологического учения ислама. Более того, эти молитвы являются важнейшим источником философских мнений и научных дискуссий по вопросам философии и морали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: