Наше мнение об имамах

Мы считаем беспочвенными мнения тех, кто впадает в крайность при почитании имамов (да будет мир с ними!) и, например, считает имама Али (да будет мир с ним!) Богом (эти люди названы "калатами"). Мы также не согласны с мнениями тех, кто считают, что Аллах вселяется в тела некоторых Своих рабов и предстаёт пред нами в их облике (эти людей называют "хулулами"). Их слова переходят все границы разумного.

Мы убеждены в том, что все имамы (да будет мир с ними!) были такими же людьми, как мы, и имели те же обязанности, что и мы, с той лишь разницей, что Аллах сделал их Своими избранными рабами за их непорочность и достоинство и дал им величие и бесподобную личность.

Имамы достигли высочайших степеней человеческого совершенства в мудрости, благочестии, отваге, величии и безгрешност-и и обладали всеми высокими моральными качествами, так что ни один

71

человек не может сравниться с ними. Поэтому они удостоились чести стать руководителями людей после пророка (да благословит Аллах его и род его!), разрешать различные проблемы людей и разъяснять им законы шариата и коранические аяты.

Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: "Не отрицайте наши слова, если они возможны с точки зрения ума и законов сотворения - даже если вы не поймёте их - и примите и передайте их. Если же эти слова с точки зрения ума противоречат законам бытия, отрицайте их, не считайте нашими и не передавайте другим."

НАЗНАЧЕНИЕ ИМАМА АЛЛАХОМ

Мы убеждены в том, что имамат, подобно пророчеству, определяется Аллахом. Это определение передаётся с уст пророка или прежнего имама, назначенного пророком или предшествующим ему имамом. В этой связи разницы между пророком (да благословит Аллах его и род его!) и имамом не существует. Люди не имеют права возражать против тех, кто назначен Аллахом для их наставления и руководства, подобно тому как не имеют права выбирать и назначать имамов, ибо лишь Аллаху известен человек, обладающий святой духовной силой и достойный взять на себя тяжёлую ответственность руководства людей. Поэтому лишь Аллах вправе назначить подобного человека.

Мы убеждены в том, что великий посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!)

72

определил своего наместника и имама после себя. Он назначил сына своего дяди Али ибн Абу-Талиба (да будет мир с ним!) предводителем правоверных, хранителем Откровения, имамом и руководителем людей. В день Кадира он назначил Али (да будет мир с ним!) халифом и потребовал от людей принести ему клятву верности. Пророк сказал:

"Знайте, что Али является повелителем и вождём каждого, чьим повелителем и вождём являюсь я. Господи! Люби того, кто любит Али, и враждуй с тем, кто враждует с Али! Помоги тому, кто поможет Али, и оставь того, кто оставит Али! Пусть истина всегда будет на стороне Али (да будет мир с ним!)!"

В первый раз, когда пророк (да благословит Аллах его и род его!) указал на имамат Али после себя, был день, когда он призвал своих близких родственников признать его пророческую миссию. В тот день пророк сказал: "Он (Али) является моим братом, наследником и преемником. Слушайте его слова и подчиняйтесь ему."

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал эти слова об Али (да будет мир с ним!) тогда, когда тот ещё не достиг зрелого возраста. Пророк Аллаха также сказал Али: "Ты для меня подобен Гаруну для Моисея, с той лишь разницей, что после меня не будет пророка."

Руководство имама Али (да будет мир с ним!) доказывается многими преданиями и кораническими аятами. Например, в аяте 55 суры "Трапеза" Аллах повелевает: "Ваш покровитель - лишь Аллах, Его посланник и (святое Бартство) верных, которые молитву совершают, на очищение дают, и перед Ним

73

смиренно преклонились."

Этот аят был ниспослан в то время, когда Али (да будет мир с ним!), склонившись в поклоне намаза, отдал своё кольцо нищему."

К сожалению, мы не можем перечислить в этой книге все аяты и предания, касающиеся руководства имама Али (да будет мир с ним!).

Затем имам Али (да будет мир с ним!) назначил следующими имамами Хасана и Хусейна (да будет мир с ними!). Имам Хусейн (да будет мир с ним!) определил следующим имамом своего сына его светлость Саджада (да будет мир с ним!). Таким же образом все имамы назначили последующих имамов, пока не дошла очередь последнего имама его светлости Мехди (да ускорит Аллах его пришествие!), после которого, как упоминалось, имама не будет.

ИМАМОВ

Мы убеждены в том, что истинными предводителями мусульман, к высказываниям которых следует обращаться при определении религиозных предписаний, являются двенадцать имамов, которых великий пророк (да благословит Аллах его и род его!) перечислил по именам и каждый из которых назначил имама после себя.

74

  Конья Имя Прозвище Дата рожд. Дата смерти
1 Абулхасан Али ибн Абу Талиб Муртеза 23 до хиджры 40 после хиджры
2 Абу Мохаммад Хасан ибн Али Заки 2 после хиджры 50 после хиджры
3 Абу Абдуллах Хусейн ибн Али Сеййед ашшухада 3 после хиджры 61 после хиджры
4 Абу Мохаммад Али ибн Хусейн Зейнал абедин 38 после хиджры 95 после хиджры
5 Абу Джафар Мохаммад ибн Али Багир хиджры 57 после хиджры 114 после хиджры
6 Абу Абдуллах Джафар ибн Мохаммад Садык 83 после хиджры 148 после хиджры
7 Абу Ибрагим Муса ибн Джафар Казим 128 после хиджры 183 после хиджры
8 Абулхасан Али ибн Муса Реза 148 после хиджры 203 после хиджры
9 Абу Джафар Мохаммад ибн Али Джавад 195 после хиджры 220 после хиджры
10 Абулхасан Али ибн Мохаммад Хади 212 после хиджры 254 после хиджры
11 Абу Мохаммад Хасан ибн Али Аскари 232 после хиджры 260 после хиджры
12 Абулкасим Мохаммад ибн Хасан Мехди 256 после хиджры .... после хиджры

Двенадцатый имам является руководителем и избранником Аллаха в нашу эпоху. Да ускорит Аллах его пришествие и да создаст предпосылки его восстания, чтобы земля наполнилась справедливостью после того как наполнится злом!

ЕГО СВЕТЛОСТЬ МЕХДИ

Радостная весть о пришествии его светлости Мехди из рода Фатимы (да будет мир с ней!) при

75

наступлении конца света, который наполнит землю справедливостью и добром после того, как она наполнится злом, дана пророком ислама (да благословит Аллах его и род его!). Все мусульмане, несмотря на существующие между ними многочисленные разногласия, признают этот факт.

Вера в Мехди (да ускорит Аллах его пришествие!) не относится лишь к шиитам, чтобы дать повод думать, что они таким образом успокаивают себя, видя зло и жестокость, и полагают, что с приходом его светлости Мехди мир очистится от пороков. Некоторые приписывают это мнение шиитам лишь по упомянутому доводу.

Если бы о его светлости Мехди не было упомянуто самим пророком (да благословит Аллах его и род его!), так что все мусульманские группы уверовали в его пришествие, в первом же веке возникновения ислама не было бы таких лживых претендентов на имамат, как Кейсания и некоторые члены династии Аббасидов и Алавидов, назвавшихся имамом Мехди и воспользовавшихся этой уловкой для захвата власти.

Эти люди пытались своими лживыми утверждениями использовать распространённую среди всех мусульман веру в пришествие его светлости Мехди в качестве орудия воздействия на общественное мнение и расширения своего влияния на него. (Если бы это мнение касалось лишь шиитов, эти лжеимамы не могли бы воспользоваться им.)

Мы, шииты, считаем ислам истинной религией и убеждены в том, что ислам - последняя религия. Мы не ожидаем прихода другой религии, которая смогла бы исправить человечество. С другой стороны, мы

76

Видим, что зло и жестокость охватили весь мир, а от справедливости, честности и благородства не осталось и следа. Даже сами мусульмане отвернулись от предписаний ислама и не выполняют исламские законы в своих странах. Из тысячи исламских законов не выполняется даже один.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: