Билет 8. ВКЛ: развитие политического строя. Люблинская уния и ее последствия

Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское – монархия во главе с великим князем («господарем») носителем законодательной, исполнительной, судебной и военной власти.

До середины ХV в. – неограниченная монархия. При Гедимине возросла роль великого князя, о чем свидетельствует его титул: «Король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под названием «русские» имелись в виду белорусские земли, вошедшие в состав ВКЛ: Витебская, Берестейская, Менская, Туровская. В результате это государство получило название «Великое княжество Литовское и Русское». Во второй половине ХV в. после присоединения Жемойтин – западной части современной Литвы, добавилось в название Жемойтское. Но чаще всего употреблялось сокращенное название - ВКЛ.

При великих князьях литовских существовал совещательный орган, куда входили представители наиболее богатых родов – Рада. Она не имела четко очерченных функций.

30-40-е гг. ХV в. – Рада выделяется в самостоятельный орган власти: усиление позиций феодальной знати.

Привилей 1492 г. великого князя Александра распределил власть в стране между великим князем и великокняжеской Радой. С этого времени развернулся процесс превращения абсолютной монархии в сословно-представительную. Великий князь осуществлял свою деятельность по согласованию с панами-радою, обязывался вести дипломатические отношения только коллегиально с радными заседателями; ничего не отменять своей волей во внутренних делах. Радными заседателями являлись представители знатных родов, занимавшие высокие должности в центральных и местных управленческих аппаратах. С середины ХV по середину ХVΙ в.в. членами господарской Рады были представители 50 знатных родов, такие как Ильиничи, Глебовичи, Санеги, Хрептовичи и др.

В конце ХV в. оформился другой высший орган государственной власти ВКЛ – Сойм (Сейм). Его появление было обусловлено необходимость расширения социальной опоры верховной власти в лице широкого шляхетского представительства. Первоначально в сеймовую компетенцию входило решение вопросов, связанных с заключением унии с Польшей и выбором великих князей. В ХVΙ в. Сейм рассматривал вопросы войны и мира, о нормах воинской службы, налоговой политики, судебной деятельности и др.

Территория делилась на воеводства и поветы. Во главе местной власти стоял воевода. Его заместителем был каштелян. Городничий отвечал за ремонт дорог и укрепление воеводского замка; ключник – за сбором налогов и выполнением повинностей. В поветах во главе администрации – староста, в городах – войт. Сельская администрация – тиуны, сотники, приставы, старцы. Местное управление – сеймики, в которых могли участвовать все местные феодалы.

ХV –ХVΙ вв. – двухступенчатая система судебных органов – суды для всего населения и сословные суды. Все судебные инстанции опирались в своей деятельности на Статуты 1529, 1566, 1588 г.г. В 1581 г. создан высший судебный государственный орган – Трибунал ВКЛ.

В ХΙV –ХVΙ вв. основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение. Военнообязанными были все мужчины, имевшие в собственности землю.

Таким образом, в ХΙV –ХVΙ вв. в ВКЛ сложилась четкая система представительной монархии: ограничение власти великого князя, закрепление федеративных основ государства.

Великое княжество Литовское по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским была построена по принципу вассалитета. Во главе государства стоял государь, который назывался великим князем, реже - королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась вер­хами класса феодалов, некоторые из них входили в со­став рады ВКЛ. Владея огромными землями, имели большое количество вассалов - зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом.

Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а так­же других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады по должности входили и представители духовенства.

Сейм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. На заседания сейма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присут­ствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами - государем и радой.

К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме.

Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.

В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, завершается процесс складывания и правового закрепления основ­ных звеньев государственного аппарата.

Вторым по значительности высшим органом была Рада -постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Вилен-ский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалокдворный, подскарбий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на прак­тике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один воп­рос, относящийся к компетенции различных высших ор­ганов, не решался без его обсуждения в Раде

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окон­чательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждо­го повета по одному человеку. Но в работе сеймов поми­мо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епис­копы и лица, занимавшие высшие и местные рады.

По мере накопления опыта работы постепенно законода­тельно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме, определяется исклю­чительная его компетенция. Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и про­должительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Грод­но, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель.

Особенностью государственного аппарата ВКЛ явля­лось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широ­кая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, пер­сональной ответственности, совмещения должностей и др.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведывал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. В его подчинении был большой штат должностных лиц.

Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государствен­ная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д

Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением.

Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии. Для нее характерно наличие монар­ха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: