Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе

Финансы: понятие и роль.

Финансы - одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.

 Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений

 

Специфические признаки финансов:

1. денежные характер: финансы – это всегда денежные отношения

2. одна из сторон в этих отношениях – государство, МО или уполномоченный орган

3. движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды

Функции финансов:

1. Распределительная (распределение национального дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения)

2. Контрольная (контроль за распределением и расходованием фондов денежных средств)

3. Регулирующая (воздействие государства на экономические отношения через финансы.)

4. Стабилизационная (обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для экономических и социальных взаимоотношений)

Финансы рассматриваются в двух аспектах:

- в материальном смысле: денежные фонды государства его территориальных подразделений, МО, предприятий и организаций, учреждений.

- в экономическом смысле совокупность денежных отношений в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных и мун. фондов денежных средств для осуществления экономических социальных и тд задач

 Финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием является только те их них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его субъектов и МО. Необходимость функционирование финансов связана с существованием государства и его потребностей.

 

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороны способности и безопасности страны, а также обеспеченье фин. ресурсами деятельности государственных органов.

 Финансовая деятельность МО представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

 

Принципы финансовой деятельности:

1. принцип законности

2. принцип гласности (Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.)

3. принцип федерализма (согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).

4. принцип плановости (выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.)

Методы финансовой деятельности:

1. обязательные и добровольные платежи при формировании фондов денежных средств (налоги)

2. финансирование и кредитование при распределении фондов денежных средств

3. безналичные денежные расчеты и платежи наличными денежными средствами при использовании фондов денежных средств

Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

По своему характеру могут быть правовыми и неправовыми

1. Финансовые правовые акты –выражается в принятие НПА, с помощью которых государство осуществляет нормативное регулирование в сфере формирования, распределения, использования финансовых ресурсов.

Фин акты можно классифицировать:

1. по юр свойствам (нормативные и индивидуальные)

2. по юр природе (зак и под зак)

3. по органам издающих их

2.Финансовые плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию фин. ресурсов.

 К фин-план актом относ:

1. фед бюджет РФ, гос. бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

2. бюджеты гос. внебюджетных фондов

3. фин-кредиты и кассовый планы банков

4. фин. планы и сметы министерств ведомств и др. органов

5. бюджетные сметы бюджетных учреждений

 

  1. Неправовые формы – это организаторская подготовительная, аналитическая работа в области фин. деятельность, предшествующая принятию фин. правовых актов: разъяснение фин. зак населению, фин. технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджета), объемов финансирования и кредитования, фин. эконом анализ, подготовка материал к фин. планированию, прогнозирования и отчётность.

 

Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе.

Финансовая система - это совокупность финансовых институтов (звеньев), каждый из которых способствует образованию и использованию денежных фондов:

1) бюджетная система

2) Внебюджетные целевые гос фонды

3) Финансы предприятий и других организаций (1st)

4) Финансы страхования

5) Кредит (гос, муниципальный и банковский)

Финансовая система (фондовый подход):

1) финансовые отношения и совокупность органов гос-ва, осущ финансовую деятельность

2) Бюджетная система; гос внебюджетные целевые фонды; фиксы предприятий и учреждений; кредит (химчева)

3) Частные финансы: финансы коммерческих и НКО; финансы страховых организаций; финансы банков; Гос финансы: бюджетная система; внебюджетные целевые фонды; финансы гос банков; финансы гос предприятий и учреждений, органов гос власти

  Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.

Министерство финансов РФ, являясь фоив, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности.

Функции Министерства финансов РФ:

* государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений

о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

* государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

* внебюджетные государственные федеральные фонды - подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

* страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

* денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

* государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

* финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

* валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

* финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: