Источники финансового права

Источник финансового права – внешняя форма финансово-правовых норм. Издаваемых государством, его органами, ОМСУ или органами, признанными государством и представляющие финансовые интересы общества или отдельных категорий граждан.

В ФП нет единого отраслевого законодательного акта, регулирующего отношения в сфере финансовой деятельности. Есть два подотраслевых кодифицированных акта: БК, НК. Так же используются различные НПА, МД, судебная практика.

К источникам финансового права относятся:

  1. международные договоры;
  2. Конституция РФ;
  3. кон­ституции и уставы субъектов Федерации;
  4. федеральные законы «о фед бюджете», БК НК
  5. законы субъектов РФ;
  6. указы Президента РФ;
  7. постановления Правительства РФ;
  8. ведомственные нормативные акты.

Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся ис­точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конститу­ции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится пра­вовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

В кон­ституциях и уставах субъектов федерации закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюд­жетные фонды и т.д.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансово­го права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавлива­ющий налоговую систему страны, определяющий налоговые право­нарушения и ответственность за них.

Указы Президента РФ в системе подза­конных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к фе­деральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обе­спечению экономии государственных расходов».

Постановления Правительства РФ — это наиболее распро­страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети­зируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального за­кона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Прави­тельства РФ, являющихся источниками финансового права, являют­ся правила.

Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий обще­ственные отношения в какой-либо одной области финансовой дея­тельности государства.

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном фи­нансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нор­мативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведом­ства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина Рос­сии, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать приказ Мин­фина России от 7 февраля 2003 г. № 15н «Об организации работы Министерства финансов РФ» по реализации по­ложений Бюджетного кодекса РФ. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства

Финансово-правовая норма: понятие, структура, виды.

Финансово-правовые нормы – это установленное государством и обеспеченное мерами гос. принуждения строго определённое правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающее в процессе планового образования, распределения и использования гос. и мун денежных фондов и доходов, которые закрепляют юр права и юр обязанности.

 

Классификация финансово-правовых норм:

По содержанию

- обязывающие (требуют свершить определенные действия, устанавливая обязанности в сфере этих отношений)

-запрещающие (запрет на совершение определенных действий). норма с обратная сила, ухудшающие положение налогоплательщиков запрещена

- дозволяющие

- нормы-дефиниции

- нормы-принципы

- нормы-рекомендации

- оперативные норма (П: если бюджет не был сформирован, указы и распоряжения президента по расходу резервного фонда)

2. по степени определенности

- императивные

- диспозитивные

3. по предмету правового регулирования

- материальные

- процессуальные

 

Структура нормы:

Гипотеза. указывает на условия действия финансовой-правовой нормы

Диспозиция. Уст содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формирования, распределению и использования гос и мун фин ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Она требует опр поведения от участников правоотношений и не допускает отклонений от этих требования.

Санкция. Предусматривает последствия нарушения правовой нормы, опр вид и меру юр ответственности нарушителей фин-прав норм. Они применяются в разных серах финансовых правоотношений: бюджетной, налоговой кредитной и др. Посредством санкций осущ гос. принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Для применения санкции явл нарушение норм фин права. Например, нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателя, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета, доходов и расходов объектов налогообложения, представление комерч банком недостоверной информации центральному банку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: