Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта РФ, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администрация области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным собранием.
В составе администраций субъектов РФ функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.
Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные):
- устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
- обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов РФ, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;
- составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;
- осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;
- осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
- предоставляют необходимую информацию налоговым органам;
- получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;
- осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.
Финансовое право: понятие, предмет, методы, отличия от других отраслей права.
Финансовое право – это отрасль права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов государства и МО, а также иных финансовых ресурсов публичного характера необходимых для реализации соответствующих задач гос. и МО.
Предмет финансового права – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию гос, мун и иных публичных денежных фондов в целях реализации задач публичного характера.
Методы финансово-правового регулирования:
1. Императивный (метод властных предписаний)
2. Рекомендательный
3. Согласования
4. Договорный
Финансовое право в системе права
Отличие ФП от ГП заключается в: методе (в ФП – это властные предписания, а в ГП – диспозитивность); сторонах (в ФП это физ.лица+госудаство, банки, а в ГП – физ.лица).
Отличие ФП от АП заключается в: 1) предмете (в ФП бюджетные отношения, в АП – отношения, построенные на властных предписаниях и подчинении); 2) методе (в ФП он императивный – управление по функциональному признаку не в рамках ведомства, оно обусловлено бюджетом; в АП он тоже императивный, но властные предписания реализуются в рамках ведомственного подчинения по вертикали, горизонтали).
Отличие ФП и МП заключается в том, что ФП – это самостоятельная отрасль, а МП – комплексная.
Система финансового права: понятие, структура, особенности.
Система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строении, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
ФП (отрасль) – под отрасли (разделы, части) – фин. прав институты – фин. правовое нормы
ФП как наука и учебная дисциплина – общая и особенная часть. Основные понятие и категории (общ). Под отрасли, разделы, институты ФП
Нормы группируются:
* В части (общую и особенную)
* Разделы (бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий)
* Подотрасли (налоговое право, бюджетное право)
* Институты (налогообложения физических лиц, налогового контроля)