Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

1. предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2. текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3. последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

4. получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

5. получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

6. утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

7. создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

8. вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами власти, либо по их поручению. Один из наиболее важных видов финансового контроля. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом. Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством РФ, а также отчеты о внебюджетных государственных (федеральных) фондах.

Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

Правовой основой контрольной деятельности последних являются: законодательство субъектов РФ; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы о местном самоуправлении); уставы или положения о местном самоуправлении соответствующего уровня.

Финансовый контроль представительных органов власти.

Представительные органы власти на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения:

· А) проектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· Б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; а также

· В) при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов федерального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне.

В Федеральном Собрании РФ особая роль в деле финансового контроля принадлежит Комитету по бюджету, налогам, банкам и финансам, образованному Государственной Думой, а также комитету по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.

Федеральным Собранием РФ образован постоянно действующий орган государственного финансового контроля - Счетная палата Российской Федерации.

Счетная палата организует и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году: комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственной Думы по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, организации; банки, страховые компании и др.

Методами работы Счетной палаты являются ревизии и проверки. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет проверяемые субъектами представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовый контроль в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ. Во всех субъектах РФ имеются Счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на основании уставов муниципальных образований.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: