Оборудование для транспортирования убойных животных

Транспортирование убойных жи­вотных осуществляют железнодорож­ным или автомобильным транспор­том.

Железнодорожный транспорт ис­пользуют при перевозках на расстоя­ние более 300 км при продолжитель­ности от 2 до 4 сут. Железнодорож­ные вагоны при этом дополнительно оборудуют: в них устанавливают пе­регородки, приспособления для при­вязывания животных, кормушки и поилки, а также лари для запаса кор­мов. В вагонах обеспечивают надеж­ную вентиляцию.

Норма загрузки в двухосные ваго­ны (голов): крупного рогатого скота (взрослого) — от 8 до 12, молодняка в зависимости от массы животного — от 12 до 20; овец и коз — от 40 до 50; свиней массой до 60 кг — 30...40,

массой 60...80 кг — 25...30, массой 80...120 кг — 22...25. Норма загруз­ки в четырехосные вагоны крупного рогатого скота больше в 2,5 раза, а свиней — в 2 раза.

Большую часть убойных животных перевозят автомобильным транспор­том; при этом расстояние, на которое их транспортируют, достигает 150... 200 км, но оптимальным считают 50... 90 км, когда потери живой мас­сы и стрессовые нагрузки наимень­шие. Для транспортирования приме­няют специализированные скотово­зы: автомобили, прицепы и полупри­цепы.

Автомобили-скотовозы (рис. 1.1) могут иметь различную грузоподъ­емность: двухосные (а) — от 1 до 8 т, трехосные (б) — от 9 до 11, по­луприцепы (в) с двухосным седель­ным тягачом — от 12 до 22 т. На шасси автомобиля или полуприцепа монтируют кузов с рифленым дни­щем. Стенки кузова изготовляют из стальных или алюминиевых профи­лей и листов. В стенках и крыше предусматривают щели и окна для вентиляции. Внутри кузова устанав­ливают перегородки, открывающие­ся в обе стороны. Для загрузки и выгрузки животных в кузове делают одну или две двери: с заднего торца и сбоку. Задняя дверь может слу­жить одновременно и трапом для погрузки животных.

Для перевозки крупного рогатого скота при массе одного животного бо­лее 500 кг применяют одноярусные скотовозы, молодняка при массе жи­вотного до 450 кг — одно- и двухъ­ярусные. Свиньи и мелкий рогатый скот перевозят в одно-, двух-, трех- и четырехъярусных скотовозах.

По международным правилам ширина кузова скотовоза должна быть 2,45 м, а высота над уровнем земли — не более 4,2 м.

 

 

 

Рис. 1.1. Скотовозы:

а – двухосный; б – трехосный; в – полуприцеп

 

Длина кузо­ва в зависимости от грузоподъемнос­ти составляет 9...14 м. Вместимость кузова скотовоза рассчитывают по удельной площади пола, приходя­щейся на одно животное. Для расче­та принимают удельную площадь: для крупного рогатого скота 1,5 м2, телят и свиней 0,5, мелкого рогатого скота              0,4 м2.

Крупный рогатый скот погружают в одноярусные скотовозы по трапу 1 (рис. 1.2, а) или с эстакады-платфор­мы 4 (рис. 1.2, б); угол наклона тра­па должен быть не более 25°.

При погрузке свиней и мелкого рогатого скота в скотовозы с                   неподвижно закрепленными ярусами 2, 3 (рис. 1.3, а) используют гидравли­ческий подъемник. Платформа подъемника служит задней дверью кузова 4. Она прикреплена на оси к каретке, которую гидроцилиндры пе­ремещают по стойкам торца кузова. Гидросистема работает от двигателя автомобиля 5.

В схеме, показанной на рис. 1.3, б, полы ярусов 3, 4 закрепляют в кузове

6 скотовоза по углам на четырех гай­ках ходовых винтов 2, 5. Путем вра­щения винтов полы можно переме­щать вертикально, в результате чего кузов трансформируется в одно- или многоярусный. Загрузку многоярус­ного кузова начинают при опущен­ном верхнем ярусе 3 по трапу 1. Пос­ле заполнения верхний ярус подни­мают и начинают загрузку нижнего яруса.

В России эксплуатируют одноярус­ные скотовозы-полуприцепы                   ОдАЗ-822, ОдАЗ-857Б, ММЗ-776, создан двухъярусный ОдАЗ-857Д. Они пред­назначены для работы с седельными тягачами на базе автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ и могут перевозить все виды скота. Грузоподъемность таких скотовозов составляет 5,8...7 т. В скотовозах одноярусного исполнения перевозят до 50 телят, 55 свиней, 20 голов крупного рогатого скота, двухъярусного — до 55 свиней и 175 голов мелкого рогатого скота. На рис. 1.4 показаны скотовозы-полу­прицепы на базе седельных тягачей КамАЗ.

Одноярусный скотовоз-полуприцеп ОдАЗ-9976 (рис. 1.4, а) имеет цельно металлический кузов 2 с тремя две­рями.

Рис. 1.2. Схема загрузки крупного рогатого скота в скотовозы:

а – по трапу; б – с  эстакады-платформы; 1 – трап; 2 – кузов; 3 – автомобиль;           4  - эстакада-платформа

 

 

Рис. 1.3. Схема загрузки свиней в скотовозы:

а – с неподвижно закрепленными ярусами: 1 – гидравлический подъемник; 2,3  -  ярусы; 4 – кузов; 5 – автомобиль; б – с подъемными ярусами: 1 – трап; 2, 5 – ходовые винты; 3, 4 – ярусы; 6 – кузов; 7 – автомобиль

 

Рис. 1.4. Скотовозы-полуприцепы на базе автомобиля КамАЗ:

а – одноярусный ОдАЗ-9976: 1 – дверь-трап; 2 – кузов; 3 – боковая дверь для загрузки; 4 - нагнетатель­ные вентиляторы; 5 – дверь  для осмотра; 6 -  электроагрегат; 7 – тягач; б двухъярусный ОдАЗ-9977: 1 – тягач; 2  - вентиляционные  отверстия; 3 – нагнетательные вентиляторы; 4 – кузов; 5 - дверь-трап

 

Задняя дверь 1 откидывается и образует с боковыми ограждениями трап для загрузки животных. Вторая дверь 3 предназначена для загрузки животных с боковой эстакады, а тре­тья 5 — для входа обслуживающего персонала при осмотрах. Боковые стенки корпуса перфорированы, а на крыше установлены нагнетательные вентиляторы 4. Внутри корпус разде­лен перегородками и оборудован при­способлениями для привязывания животных.

Размер полуприцепа 13,4 х 2,5х х 3,4 м, площадь пола 29,6 м2, грузо­подъемность 12 т. Одновременно пере­возят 30...35 голов крупного рогатого скота, 95...125 свиней и до 200 голов мелкого рогатого скота.

 

 

Рис. 1.5. Перевозка свиней с помощью контейнеров КПС-13:

1 — автомобиль; 2 — контейнер; 3 — автопогрузчик

 

Двухъярусный скотовоз-полупри­цеп ОдАЗ-9977 (рис. 1.4, б) также имеет цельнометаллический кузов 4 с перфорированными боковыми стенка­ми. Для загрузки служат боковая и задняя 5 откидывающиеся двери-тра­пы. Размеры кузова 11,4 х 2,5 х 4,0 м, площадь пола двух ярусов 46,2 м2, грузоподъемность 11 т. Одновременно перевозят до 150 свиней и 250 овец.

Погрузка в машины — трудоемкий процесс, так как приходится преодолевать сопротивление животных, при­выкших к стойловому содержанию. Кроме того, необходимо сохранять в одной партии группы животных, вы­ращенных в одном загоне. Смешива­ние различных групп вызывает повы­шенное возбуждение и агрессию, что приводит к травмам животных.

Упростить и механизировать опе­рации погрузки-разгрузки свиней по­зволяют контейнеры.

Контейнер КПС-13 (рис. 1.5), раз­работанный ВНИИМПом, предназна­чен для механизации процессов дос­тавки свиней из свиноводческих ком­плексов на предприятия для убоя скота. Контейнеры 2 сварены из стальных профилей и имеют сплош­ное гладкое дно. Размер контейнера 2,96 х 2,30 х 1,00 м позволяет одно­временно загружать в него от 13 до 16 свиней массой от 110 до 120 кг.

Погрузку проводят около загона, где выращивают свиней, через одну откинутую стенку. Затем контейнер автопогрузчиком 3 загружают в кузов обычного автомобиля 1. Конструкция угловых стоек контейнеров позволяет устанавливать их в два яруса. В ку­зов полуприцепа автомобиля КамАЗ можно загрузить шесть контейнеров. На убойном предприятии контейнеры выгружают автопогрузчиком и пода­ют к участку оглушения или предубойного содержания.

В результате применения контей­неров уменьшаются прижизненные пороки шкуры (порезы, укусы, побитости) и снижаются стрессовые на­грузки на животных.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: