Психология управления персоналом - это управление персоналом подразумевает умелое руководство деятельностью работников, обеспечивающее развитие и прибыльность предприятия. Управление можно считать умелым и грамотным в том случае, когда каждый сотрудник компании прикладывает свои способности и умения для наилучшего выполнения своих обязанностей, заинтересован в высоких результатах своей работы и сохраняет желание трудиться именно в этой компании.
Главным компонентом здесь выступают люди или организационное подразделение.
Предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношения между субъектом и объектом управления. Управленческая деятельность - это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.
Категории персонала управления:
1.руководители или линейные менеджеры (составляют около 10% работников аппарата управления);
2.специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата);
|
|
3.служащие аппарата управления(20—30%).
Задача руководителя по персоналу — общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Руководитель сосредоточивает на решении важнейших стратегических проблем (подбор, расстановка, обучение и воспитание кадров.).
Специалисты отдела персонала занимаются сбором, обработкой и анализом информации, разработкой отдельных функциональных вопросов, подготовкой конкретных управленческих решений.
Служащие аппарата управления (секретари, стенографисты, технологи, лаборанты) осуществляют текущий учет и делопроизводство в аппарате управления
Человек — основной компонент социальной системы.
Все многообразие социальных систем сводится к четырем типам: «человек — человек», «человек — коллектив», «коллектив — человек», «коллектив — коллектив».
1.психология управления изучает психологические закономерности и возможности развития способностей и качеств личности, то есть все то, что связано с определенными изменениями, как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах человека при выполнении им управленческих и исполнительских функций.
2.эффективность деятельности человека определяется не только степенью его профессиональной подготовки, но и психическим состоянием, в котором он находится в любой данный момент времени. Это связано с межличностными отношениями, которые складываются в управляющей и управляемой системах (взаимоотношениями между руководителями и исполнителями или между самими исполнителями).
Объектом исследования психологии управления является система «человек — человек», рассматриваемая с позиции оптимизации управления системой: личность — группа, группа — группа, личность — организация, организация — организация.
|
|
Предметом психологии управления являются психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организации или, — психологические аспекты управленческих отношений. Проявления предмета психологии управления происходят на трех уровнях психолого-управленческой проблематики.
Психологические аспекты деятельности руководителя:
1.психологические особенности управленческого труда, его специфика в различных сферах деятельности;
2.психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
3. психологические аспекты принятия управленческих решений;
4.индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.
Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:
1.возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;
2.закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
3.закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости и сработанности;
4. формальная и неформальная структуры организации;
5.мотивация труда членов организации;
6.ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.
Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:
1.проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
2. проблемы управленческого общения;
3.оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»;
4. информированность как фактор эффективности управления.
Основной задачей психологии управления является анализ условий и психологических особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы всей системы социального управления
Методами исследования психологии управления являются наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетный метод, метод тестов, контент-анализ, социально-психологический тренинг (ролевые и деловые игры), метод социометрии.
Методы психологии управления персоналом:
Наблюдение — один из основных методов психологической науки. Наблюдение зависит от цели и объекта, а также от предмета конкретного исследования.На основе полученных данных можно составить характеристику поведения руководителя, сравнить его поведение при контактах с сотрудниками или с вышестоящими руководителями.
Эксперимент, лабораторный или естественный. При эксперименте с помощью различных технических средств и приборов исследуются внимание, мышление, память, направленность сознания, быстрота реакции, эмоциональная уравновешенность, субъективность оценки, мускульные усилия
Беседа. С помощью данного метода раскрываются последовательность и аналитичность мышления, качества речи и памяти, компетентность, инициативность и другие психологические черты личности.
Интервью представляет собой способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В интервью принято предупреждать интервьюируемого об исследовании.
Анкетный метод -одни из наиболее распространенных методов в социальной психологи и социологии. Используется он и в психологии управления. Анкеты могут быть открытыми (исследуемое лицо не ограничивается в ответах) и закрытыми (испытуемый должен выбрать один или несколько из возможных ответов, предлагаемых экспериментаторами).
|
|
Метод тестов (тестирование ) — основной инструментарий практического психолога. Выступает в качестве одного из основных методов психологической диагностики и позволяет получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости психологических свойств или состояний личности. Процесс тестирования связан с применением тестов — стандартизированных методик психодиагностики, представляющих собой серию относительно коротких испытаний (задач, вопросов, утверждений, ситуаций). С помощью таких испытаний с известной вероятностью определяются уровни развития у индивида психологических свойств, психических состояний, практических умений, навыков и других личностных характеристик.
Контент-анализ — метод изучения деятельности людей по документальным источникам. С его помощью можно судить о способностях человека, его знаниях, умениях, отношению к трудовой деятельности. С этой целью изучаются документы, протоколы, планы
Ролевые и деловые игры являются составными частями социально-психологического тренинга, в котором в качестве игротехника чаще всего выступает подготовленный психолог. Игротехник — это ведущий деловую или ролевую игру. Правила игры, раскладка ролей, поведение конкретных участников игры оказывают серьезное воздействие на испытуемых, их психические состояния, оценки, трансформируют их поведение.
Метод социометрии. Впервые данный метод был применен американским социальным психологом Дж. Морено для исследования взаимоотношений между членами коллектива. В настоящее время метод является одним из основных в социологии, социальной психологии и педагогике. Применяется он и в психологии управления. Сущность социометрического метода заключается в определении отношения каждого из членов коллектива к определенному вопросу или в оценивании ими определенных действий, включенных в соответствующие тесты.
6.3.Историческое развитие психологии управления персоналом.
|
|
Этапы развития психологии управления персоналом:
1 этап: конец XIX в. — середина 30-х гг. XX в.
Зарождение психологии управления как отрасли психологического научного знания где менеджмент пропитан психологией. Здесь выделяются психологические факторы, способствующие повышению производительности труда (власть, единство руководства, подчинение личных интересов общественным, инициатива, корпоративный дух предприятия и др.) Так возникла новая отрасль психологического научного знания — психология управления.
2 этап: возникновение и развитие «человеческих отношений» (30—50 гг. XX в.
На основе анализа данных экспериментов, были открыты новые горизонты в области управления, выработаны рекомендации по совершенствованию человеческих отношений, по мобилизации человеческого фактора на решение задач управления и повышение производительности труда, по вовлечению членов организации в процесс выработки управленческих решений. Члены группы придерживаются в своем поведении групповых норм, что выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями, что руководители производства должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
3 этап: (с 50-х гг. XX в.) характеризуется интенсивной разработкой современных теорий управления.
Применение системного подхода к управлению позволило руководителям увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. В соответствии с этим подходом любая организация (предприятие, подразделение, воинская часть и т. д.) является системой. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда в существенной степени определяет выживаемость организации.
Психология управления связана с другими отраслями психологии (общей психологией, социальной психологией, психологией труда, инженерной психологией).
Психология управления самым тесным образом связана и опирается на достижения философской мысли, на кибернетику, теорию информации, исследование операций и других научных дисциплин о человеке и обществе.
Для формирования у подчиненных определенных психологических качеств, способствующих установлению оптимальных контактов с руководителями, положительного социально-психологического климата в коллективе, здоровых межличностных отношений, психология управления должна использовать достижения социальной психологии.
Большое значение имеет и связь психологии управления с социологическим знанием. Такие отрасли социологического знания, как социология управления, социология массовых коммуникаций, социология общественного мнения, социология экономики, политики и права, социология организаций, социология этноса и возраста во многом предопределяют своеобразие и закономерности принятия управленческих решений.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «организация как процесс».
2.Дайте определение понятию «организация как явление».
3.Сложность структуры организации заключается в дифференцированных и интеграционных процессах, происходящих в ней. В чем сущность этих процессов?
4. В чем она заключается сущность горизонтальной дифференциации организации? Сущность вертикальной дифференциации? Сущность пространственной дифференциации?
5. Дайте характеристику формализации как одному из параметров структуры организации.
6. Дайте характеристику понятия «философия организация».
7. В чем заключается сущность целеполагания в управленческой деятельности?