Содержание и специфика психологии управления

 

 

Психология управления персоналом - это управление персоналом подразумевает умелое руководство деятельностью работников, обеспечивающее развитие и прибыльность предприятия. Управление можно считать умелым и грамотным в том случае, когда каждый сотрудник компании прикладывает свои способности и умения для наилучшего выполнения своих обязанностей, заинтересован в высоких результатах своей работы и сохраняет желание трудиться именно в этой компании.

Главным компонентом здесь выступают люди или организа­ционное подразделение.

Предметом науки управления являются управленческие отно­шения, то есть отношения между субъектом и объектом управления. Управленческая деятельность - это особым образом орга­низованный вид трудовой деятельности по выполнению фун­кций управления в организации.

Катего­рии персонала управления:

1.руководители или линейные менеджеры (составляют около 10% работников аппарата управления);

2.специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата);

3.служащие аппарата управления(20—30%).

Задача руководителя по персоналу — общее руководство про­цессом функционирования и развития системы управления. Руководитель сосредоточивает на решении важнейших стратегических проблем (подбор, расстановка, обучение и воспитание кадров.).

Специалисты отдела персонала занимаются сбором, обработкой и анализом информации, разработкой отдельных функциональных воп­росов, подготовкой конкретных управленческих решений.

Служащие аппарата управления (секретари, стенографис­ты, технологи, лаборанты) осуществляют текущий учет и делопроизводство в аппарате управления

Человек — основной компонент социальной системы.

Все многообразие социальных систем сводится к четырем типам: «человек — человек», «человек — коллектив», «коллектив — чело­век», «коллектив — коллектив».

1.психология управления изучает психологические за­кономерности и возможности развития способностей и ка­честв личности, то есть все то, что связано с определенными изменениями, как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах человека при выполнении им управленческих и исполнительских функций.

2.эффективность дея­тельности человека определяется не только степенью его про­фессиональной подготовки, но и психическим состоянием, в котором он находится в любой данный момент времени. Это связано с межличностными отношениями, которые складыва­ются в управляющей и управляемой системах (взаимоот­ношениями между руководителями и исполнителями или между самими исполнителями).

Объектом исследова­ния психологии управления является система «человек — человек», рассматриваемая с позиции оптимизации управления системой: личность — группа, группа — группа, личность — организация, организация — организация.

Предметом психологии управления являются психологические ас­пекты процесса руководства различными видами совместной дея­тельности и межличностного общения в организации или, — психологические аспекты управленческих отношений. Проявления предмета психологии управления происходят на трех уровнях психолого-управленческой проблематики.

 

 Психологические аспекты деятельности руководителя:

1.психологические особенности управленческого труда, его специфика в различных сферах деятельности;

2.психологический анализ личности руководителя, психо­логические требования к личностным качествам руково­дителя;

3. психологические аспекты принятия управленческих ре­шений;

4.индивидуальный стиль управления руководителя и про­блемы его коррекции.

 

Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:

1.возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;

2.закономерности формирования благоприятного социаль­но-психологического климата в организации;

3.закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема пси­хологической совместимости и сработанности;

4. формальная и неформальная структуры организации;

5.мотивация труда членов организации;

6.ценностные ориентации в организации, управление про­цессом их формирования.

 

Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:

 

1.проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;

2. проблемы управленческого общения;

3.оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»;

4. информированность как фактор эффективности управ­ления.

 

Основной задачей психологии управления является анализ ус­ловий и психологических особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества ра­боты всей системы социального управления

Методами исследования психологии управления являются на­блюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетный метод, ме­тод тестов, контент-анализ, социально-психологический тре­нинг (ролевые и деловые игры), метод социометрии.

Методы психологии управления персоналом:

Наблюдение один из основных методов психологической науки. Наблюдение зависит от цели и объекта, а также от пред­мета конкретного исследования.На основе полученных данных можно составить характеристику поведения руководителя, сравнить его поведе­ние при контактах с сотрудниками или с вышестоящими ру­ководителями.

Эксперимент, лабораторный или естественный. При экспе­рименте с помощью различных технических средств и прибо­ров исследуются внимание, мышление, память, направленность сознания, быстрота реакции, эмоциональная уравновешен­ность, субъективность оценки, мускульные усилия

Беседа. С помощью данного метода раскрываются последо­вательность и аналитичность мышления, качества речи и па­мяти, компетентность, инициативность и другие психологи­ческие черты личности.

Интервью представляет собой способ получения социаль­но-психологической информации с помощью устного опроса. В интервью принято предупреждать интервьюируемого об исследовании.

Анкетный метод -одни из наиболее распространенных методов в социальной психологи и социологии. Используется он и в психологии управления. Анкеты могут быть открытыми (исследуемое лицо не ограничивается в ответах) и закрытыми (испытуемый должен выбрать один или несколько из возмож­ных ответов, предлагаемых экспериментаторами).

Метод тестов (тестирование ) — основной инструментарий практического психолога. Выступает в качестве одного из основных методов психологической диагностики и позволяет получить сопоставимые количественные и качественные пока­затели степени развитости психологических свойств или состояний личности. Процесс тестирования связан с примене­нием тестов — стандартизированных методик психодиагнос­тики, представляющих собой серию относительно коротких испытаний (задач, вопросов, утверждений, ситуаций). С помощью таких испытаний с известной вероятностью опре­деляются уровни развития у индивида психологических свойств, психических состояний, практических умений, навыков и дру­гих личностных характеристик.

Контент-анализ метод изучения деятельности людей по документальным источникам. С его помощью можно судить о способностях человека, его знаниях, умениях, отношению к трудовой деятельности. С этой целью изучаются документы, протоколы, планы

Ролевые и деловые игры являются составными частями соци­ально-психологического тренинга, в котором в качестве игро­техника чаще всего выступает подготовленный психолог. Иг­ротехник — это ведущий деловую или ролевую игру. Правила игры, раскладка ролей, поведение конкретных участников игры оказывают серьезное воздействие на испытуемых, их психи­ческие состояния, оценки, трансформируют их поведение.

Метод социометрии. Впервые данный метод был применен американским социальным психологом Дж. Морено для ис­следования взаимоотношений между членами коллектива. В настоящее время метод является одним из основных в соци­ологии, социальной психологии и педагогике. Применяется он и в психологии управления. Сущность социометрического метода заключается в определении отношения каждого из чле­нов коллектива к определенному вопросу или в оценивании ими определенных действий, включенных в со­ответствующие тесты.

 

6.3.Историческое развитие психологии управления персоналом.

 

Этапы развития психологии управления персоналом:

1 этап: конец XIX в. — середина 30-х гг. XX в.

  Зарожде­ние психологии управления как отрасли психологического научного знания где менеджмент пропитан психо­логией. Здесь выделяются психологические факторы, способствующие повышению производительности труда (власть, единство ру­ководства, подчинение личных интересов общественным, ини­циатива, корпоративный дух предприятия и др.) Так возникла новая отрасль психологи­ческого научного знания — психология управления.

2 этап:  возникновение и развитие  «человеческих отношений» (30—50 гг. XX в.

На основе анализа данных экспериментов, были открыты новые горизонты в области управления, выработаны рекомендации по совершенствова­нию человеческих отношений, по мобилизации человеческого фактора на решение задач управления и повышение произво­дительности труда, по вовлечению членов организации в про­цесс выработки управленческих решений. Члены группы придерживаются в своем пове­дении групповых норм, что выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возмож­ностями, что руководители производства должны ориентиро­ваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

 

3 этап: (с 50-х гг. XX в.) характеризуется интенсивной разработкой современных теорий управления.

  Применение системного под­хода к управлению позволило руководителям увидеть всю орга­низацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. В соответствии с этим подходом любая организация (пред­приятие, подразделение, воинская часть и т. д.) является сис­темой. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда в существенной степени определяет выживаемость организации.

 

Психология управления связана с другими отраслями психологии (общей психологией, социальной психологией, психологией труда, инженерной психологией).

Психология управления самым тесным образом связана и опирается на достижения философской мысли, на кибернетику, теорию информации, исследование опера­ций и других научных дисциплин о человеке и обществе.

Для фор­мирования у подчиненных определенных психологических качеств, способствующих установлению оптимальных контак­тов с руководителями, положительного социально-психоло­гического климата в коллективе, здоровых межличностных отношений, психология управления должна использовать до­стижения социальной психологии.

Большое значение имеет и связь психологии управления с социологическим знанием. Такие отрасли социологического знания, как социология управления, социология массовых коммуникаций, социология общественного мнения, социоло­гия экономики, политики и права, социология организаций, социология этноса и возраста во многом предопределяют сво­еобразие и закономерности принятия управленческих реше­ний.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «организация как процесс».

2.Дайте определение понятию «организация как явление».

3.Сложность структуры организации заключается в дифференциро­ванных и интеграционных процессах, происходящих в ней. В чем сущность этих процессов?

4. В чем она заключается сущность горизонтальной дифференциации организации? Сущность вертикальной дифференциации? Сущность пространственной дифференциации?

5. Дайте характеристику формализации как одному из параметров структуры организации.

6. Дайте характеристику понятия «философия организация».

7. В чем заключается сущность целеполагания в управленческой деятельности?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: