Мотивационная сфера личности

Мотивация это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность.

Первое значение определяет мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение человека (мо­тивы, намерения, интересы, потребности, цели).

Второе зна­чение — мотивация как характеристика процесса, стимулиру­ющая поведенческую активность.

Понятие личности определяют стрем­ление к достижению личных целей и целей организации. До­стижение целей возможно при выполнении намеченных задач (личностных и задач организации). Поэтому под мотивацией иногда понимают также систему факторов, способствующих достижению определенных целей, процесс побуждения себя и других к деятельности, ориентированной на достижение лич­ностных и целей организаций.

Активность человека предполагает воздействие на среду, на других и на самого себя, она зависит от мотивов поведения, мировоззрения, ценностных ориентации, харак­тера и темперамента. Активность имеет разную направленность — она может быть полезной, прогрессивной или, наоборот, вредной, наносящей моральный и материальный ущерб другим людям.

Мотив — это побуждение к выполнению определенной дея­тельности, к совершению поступков, в основе которых лежат потребности человека.

Мотивы формируются на основе потребностей. Так как потребности имеют сложную структуру, отличаются многообразием и различной степенью выраженности, то и формирующиеся на их основе мотивы тоже сложны по струк­туре.

Потребности человека — это осознаваемые и неосознаваемые нужды, которые он переживает, они необходимы для жизнедея­тельности организма и развития личности.

Потребности порождают желания, стремления, эмоции, чув­ства, побуждают субъекта к активности. Имеется несколько классификаций потребностей по разным основаниям.

Ученый А. Маслоу разработал концепцию иерар­хии мотивов, в которой все потребности делятся на 5 классов (5 иерархических уровней).

 

Виды психологических потребностей:

1) физиологические (питание, сон, дыхание и т. д.),

2) продолжение рода (рождение, воспита­ние, защита),

3) добывание средств к существованию (жилище, пища, одежда),

4) духовные потребности (запросы),

5) обще­ние (обязанности, права, симпатии и т. д.),

6) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и пр.),

7) самоутверждение (уважение, призвание, власть и т. п.).

 

М енеджер по персоналу, проводит определенную работу по мотивированию и стимулированию работников. Заинтересованность в труде, удовлетворенность трудом, потребность в труде — эти факторы являются основными мо­тиваторами исполнительской деятельности.

Стимулирование представляет собой побуждение работников к труду, вызываемое внешними факторами (материальными и нематериальными).

Материальное стимулирование включает денежную компен­сацию и систему льгот, которые предоставляет организация своим сотрудникам. Нематериальное стимулирование обеспе­чивается системой мер для удовлетворения социальных по­требностей, потребностей в уважении и самовыражении. В своем поведении сотрудник ори­ентируется на нормы, ценности и мнения реальной или вооб­ражаемой социальной общности, принимаемой им в качестве референтной группы.

Мотивация как рациональное объяснение субъектом причин своих действий посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства.

Мотивы, рассматриваемые в качестве диспозиций, можно разделить на виды, названия которых аналогичны названиям потребностей: органические, материальные, социальные и ду­ховные

Мотивационная сфера личности имеет иерархическую струк­туру: от диспозиций, основу которых составляют мотивы, желания, интересы, стремления, к потребностям и от потребностей— к целям.

Мотивация к труду

Это отношения в коллективе, благоприятный моральный климат, удовлетворенность работой, демократический стиль руковод­ства — это все   основные факторы, способствующие, адаптации и преодолению отчуждения работников, достижению их согласия с администрацией предприятия.

Благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе, хорошие, культурные взаимоотношения повышают мотивацию труда ра­ботников, ориентация руководителей в большей степени на людей, чем на продукцию, способствует социальной стабилиза­ции общества, удовлетворенности индивида своей работой.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «личность», «индивид», «индивиду­альность».

2. Сущность понятия «мотивировка».

3.Соотношение биологического и социального в структуре личности.

4.Сущность понятия «групповая динамика».

5.Какова структура мотивационной сферы человека?

6.Сущность концепции иерархии потребностей А. Маслоу.

7.Назовите основные индивидуальные особенности самоактуализирующейся личности.

 

 

Тема 5.Коммуникационная сфера в управлении персоналом

План:

 

Структура общения

5.2.Совместимость в процессе совместной деятельности

5.3.Особенности коммуникативной стороны общения

 

Структура общения

В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности.

Общение является важной  потребностью человека. Он может мыслить только при условии непрекращающегося ин­формационного общения с внешним миром. Общение стимулирующее связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло. Длительная изоляцией челове­ка от общения, указывают на то, что могут быть не очень хорошие последствия со стороны ЦНС.

Например, человек в возрасте 35 лет, побил рекорд продолжительности подземного одиночества. Спустившись в ноябре 1964 г. в пещеру в Приморских Альпах, он вышел оттуда в апреле 1964 г, проведя на глубине 100 метров- 125 суток в полном одиночестве.

Длительное пребывание в социальной изоляции приводит к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональной сфе­ры. Эти нарушения психической деятельности и поведения человека в условиях изоляции усугубляются при значительной гиподинамии и отсутствии целесообразной деятельности

Люди, испытавшие длитель­ное одиночество, социальную изоляцию, нередко оказывались в состоянии депрессии, пессимизма и страха

 Проблема общения относится к базовым категориям психо­логической науки.

В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельнос­ти, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами. Результат общения — складыва­ющиеся отношения между людьми. Общение выступает как форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает как субъект.

Общение -это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: