Мотивация — это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность.
Первое значение определяет мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение человека (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели).
Второе значение — мотивация как характеристика процесса, стимулирующая поведенческую активность.
Понятие личности определяют стремление к достижению личных целей и целей организации. Достижение целей возможно при выполнении намеченных задач (личностных и задач организации). Поэтому под мотивацией иногда понимают также систему факторов, способствующих достижению определенных целей, процесс побуждения себя и других к деятельности, ориентированной на достижение личностных и целей организаций.
Активность человека предполагает воздействие на среду, на других и на самого себя, она зависит от мотивов поведения, мировоззрения, ценностных ориентации, характера и темперамента. Активность имеет разную направленность — она может быть полезной, прогрессивной или, наоборот, вредной, наносящей моральный и материальный ущерб другим людям.
Мотив — это побуждение к выполнению определенной деятельности, к совершению поступков, в основе которых лежат потребности человека.
Мотивы формируются на основе потребностей. Так как потребности имеют сложную структуру, отличаются многообразием и различной степенью выраженности, то и формирующиеся на их основе мотивы тоже сложны по структуре.
Потребности человека — это осознаваемые и неосознаваемые нужды, которые он переживает, они необходимы для жизнедеятельности организма и развития личности.
Потребности порождают желания, стремления, эмоции, чувства, побуждают субъекта к активности. Имеется несколько классификаций потребностей по разным основаниям.
Ученый А. Маслоу разработал концепцию иерархии мотивов, в которой все потребности делятся на 5 классов (5 иерархических уровней).
Виды психологических потребностей:
1) физиологические (питание, сон, дыхание и т. д.),
2) продолжение рода (рождение, воспитание, защита),
3) добывание средств к существованию (жилище, пища, одежда),
4) духовные потребности (запросы),
5) общение (обязанности, права, симпатии и т. д.),
6) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и пр.),
7) самоутверждение (уважение, призвание, власть и т. п.).
М енеджер по персоналу, проводит определенную работу по мотивированию и стимулированию работников. Заинтересованность в труде, удовлетворенность трудом, потребность в труде — эти факторы являются основными мотиваторами исполнительской деятельности.
Стимулирование представляет собой побуждение работников к труду, вызываемое внешними факторами (материальными и нематериальными).
Материальное стимулирование включает денежную компенсацию и систему льгот, которые предоставляет организация своим сотрудникам. Нематериальное стимулирование обеспечивается системой мер для удовлетворения социальных потребностей, потребностей в уважении и самовыражении. В своем поведении сотрудник ориентируется на нормы, ценности и мнения реальной или воображаемой социальной общности, принимаемой им в качестве референтной группы.
Мотивация как рациональное объяснение субъектом причин своих действий посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства.
Мотивы, рассматриваемые в качестве диспозиций, можно разделить на виды, названия которых аналогичны названиям потребностей: органические, материальные, социальные и духовные
Мотивационная сфера личности имеет иерархическую структуру: от диспозиций, основу которых составляют мотивы, желания, интересы, стремления, к потребностям и от потребностей— к целям.
Мотивация к труду
Это отношения в коллективе, благоприятный моральный климат, удовлетворенность работой, демократический стиль руководства — это все основные факторы, способствующие, адаптации и преодолению отчуждения работников, достижению их согласия с администрацией предприятия.
Благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе, хорошие, культурные взаимоотношения повышают мотивацию труда работников, ориентация руководителей в большей степени на людей, чем на продукцию, способствует социальной стабилизации общества, удовлетворенности индивида своей работой.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям «личность», «индивид», «индивидуальность».
2. Сущность понятия «мотивировка».
3.Соотношение биологического и социального в структуре личности.
4.Сущность понятия «групповая динамика».
5.Какова структура мотивационной сферы человека?
6.Сущность концепции иерархии потребностей А. Маслоу.
7.Назовите основные индивидуальные особенности самоактуализирующейся личности.
Тема 5.Коммуникационная сфера в управлении персоналом
План:
Структура общения
5.2.Совместимость в процессе совместной деятельности
5.3.Особенности коммуникативной стороны общения
Структура общения
В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности.
Общение является важной потребностью человека. Он может мыслить только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Общение стимулирующее связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло. Длительная изоляцией человека от общения, указывают на то, что могут быть не очень хорошие последствия со стороны ЦНС.
Например, человек в возрасте 35 лет, побил рекорд продолжительности подземного одиночества. Спустившись в ноябре 1964 г. в пещеру в Приморских Альпах, он вышел оттуда в апреле 1964 г, проведя на глубине 100 метров- 125 суток в полном одиночестве.
Длительное пребывание в социальной изоляции приводит к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональной сферы. Эти нарушения психической деятельности и поведения человека в условиях изоляции усугубляются при значительной гиподинамии и отсутствии целесообразной деятельности
Люди, испытавшие длительное одиночество, социальную изоляцию, нередко оказывались в состоянии депрессии, пессимизма и страха
Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки.
В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами. Результат общения — складывающиеся отношения между людьми. Общение выступает как форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает как субъект.
Общение -это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.