Взаимосвязь в реализации задач формирования у учащихся речевого общения, коррекции речи детей и обучения их русскому языку как предмету

Данный принцип вступает в силу по мере создания у детей хотя бы самой минимальной речевой базы - элементарных навыков общения. Вполне понятно, что давать детям знания о языке невозможно, если они им еще почти не владеют практически. Точно так же использованию языкового материала в общении (например, ведение беседы на определенную тему) должна предшествовать коррекционная работа над фонетической и содержательной стороной этого материала. Вместе с тем некоторые (доступные при данном уровне практического владения языком) элементарные сведения о нем помогут совершенствовать речевые навыки, а окончательная коррекция недостатков речи будет достигаться именно в общении с опорой на сознательное контролирование своей речи.

Противоречие между отдельными направлениями в обучении языку преодолевается дозированием языковых знаний, введением их сначала в очень элементарном виде, помощью детям в анализе языкового материала, переходом в речевой деятельности от меньшей самостоятельности ученика к большей; использованием тренировочных упражнений, одновременно корригирующих и автоматизирующих произношение, словоизменение, построение фразы.

Построение специального обучения языку в соответствии с наиболее общими закономерностями развития речи в норме.

Исследованиями развития речи у детей установлены определенные, закономерно проявляющиеся черты этого процесса (поэтапность, развитие речи в связи с разными видами деятельности, последовательность в овладении типами и видами речи, постепенный переход от ситуативных к контекстным формам общения, первичность навыков понимания определенного языкового материала по отношению к навыкам его активного использования в речи и др.).

Формирование и коррекция речи на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка.

Этот принцип, обоснованный Р. Е. Левиной, вытекает из понимания языка как структурно-системного образования и трактовки общего недоразвития речи как аномалии, в которой системные отношения разных аспектов языка находят свое динамическое выражение. Поэтому названный выше принцип можно представить как методическое требование: в работе по развитию и коррекции речи всегда отражать системные отношения, которые существуют между разными аспектами языка.

Когда ребенок усваивает язык, то на овладение каждым его компонентом оказывают влияние те отношения, которые связывают данный компонент с другими. При этом обнаруживается, что процесс этот идет негладко. Однако успехи, например, в овладении лексикой положительно влияют на усвоение фонетической стороны языковых явлений; усвоение грамматического строя способствует как уточнению и расширению значений слов, так и совершенствованию фонематического слуха и звукопроизношения.

Обучение языку на основе формирования языковых обобщений.

Языковые обобщения, как известно из психологии речи, составляют основу самостоятельной речевой деятельности. В обычных условиях речевого развития они возникают, развиваются и закрепляются благодаря широкой практике общения. Их полноценное формирование обеспечивается слаженностью, взаимодействием в развитии восприятия, понимания и продуцирования речи с совершенствованием познавательных процессов.

Так как у учащихся, поступивших в специальную школу, языковые обобщения или не сформированы или сформированы частично и функционируют на очень низком уровне, предстоит большая работа по их развитию. Поэтому наряду с созданием условий для максимального обогащения речевой практики в форме диалогической и монологической речи (обучение диалогу, рассказыванию, живому общению в устной форме или опосредованному общению посредством чтения) программа выделяет несколько линий работы, предназначенных для последовательного образования у учащихся фонетических, лексических и грамматических обобщений. По существу эти линии работы тоже дают практику общения, но в таких формах, когда специально подбирается и организуется языковой материал (звуков, слов или грамматических форм и конструкций), когда преднамеренно в особой последовательности используются языковые и речевые упражнения для выработки прочных навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: