Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и относятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.
Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появившийся в ходе развития науки и практики.
Выделяется следующая система принципов обучения:
· принцип развивающего и воспитывающего характера;
· принцип научности содержания и методов учебного процесса;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;
· принцип наглядности;
· принцип доступности обучения;
· принцип связи обучения с жизнью;
· принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
|
|
Метод обучения грамоте классифицируется по разным признакам:
1. В зависимости от выбора исходной единицы, на которой строится обучение грамоте, методы могут быть буквенные, звуковые, слоговые, целых слов;
2. В зависимости от ведущего вида деятельности при овладении грамотой выделяются синтетические, аналитические и аналитико – синтетические методы обучения грамоте;
3. По соотношению в процессе обучения чтения и письма: письмо – чтение, чтение – письмо и комбинированный метод.
Обучение грамоте в современной школе осуществляется на основе звукового аналитико – синтетического метода. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
· ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
· ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;
· ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
· ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
· ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.