Принципы, методы и приемы по обучению грамоте детей с общим речевым недоразвитием

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и относятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появившийся в ходе развития науки и практики.

Выделяется следующая система принципов обучения:

· принцип развивающего и воспитывающего характера;

· принцип научности содержания и методов учебного процесса;

· принцип систематичности и последовательности;

· принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;

· принцип наглядности;

· принцип доступности обучения;

· принцип связи обучения с жизнью;

· принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Метод обучения грамоте классифицируется по разным признакам:

1. В зависимости от выбора исходной единицы, на которой строится обучение грамоте, методы могут быть буквенные, звуковые, слоговые, целых слов;

2. В зависимости от ведущего вида деятельности при овладении грамотой выделяются синтетические, аналитические и аналитико – синтетические методы обучения грамоте;

3. По соотношению в процессе обучения чтения и письма: письмо – чтение, чтение – письмо и комбинированный метод.

Обучение грамоте в современной школе осуществляется на основе звукового аналитико – синтетического метода. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

· ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

· ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;

· ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

· ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

· ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: