Изучение теории литературы в школе. Формирование представлений об авторе как методическая проблема

Теория литературы – часть общего курса литературы. Сведения по теории литературы– один из компонентов содержания литературного образования в школе.Недостатки: механическое, неосознанное употребление терминов, неумение перенести понятия на другой материал, в другую ситуацию; хаотичность, бессистемность теоретико-литературных знаний.

Теория литературы в школьном курсе существует не ради заучивания формулировок, а для осмысления произведения. Беда школьного литературоведения в том, что теоретические понятия рассматриваются изолированно друг от друга и вне их функции. В программе сведения по ТЛ вводятся в трех формах: специальные рубрики, аннотации к темам, требования к знаниям и умениям. Несмотря на то, что теоретико-литературные понятия не выделяются в специальный раздел, а включены в общий курс литературы и формируются во время изучения конкретных произведении, их освоение подчиняется своим законам.

Принципы изучения теоретико-литературных сведений

1. Попутное, скрытое изучение. Прямое обучение понятиям фактические невозможно и педагогически бесплодно. Понятия формируются в связи с чтением и разбором произведений. Со временем должно стать осознанное усвоение, понимание того, что без инструментария не может быть проанализировано произведение

2.Взаимодействие абстрактно теоретического и наглядно-образного компонентов мышления. Движение от единичного факта к обобщению и обратное движение от понятийного уровня к проникновению в ткань конкретного произведения.

3.Опора на наиболее характерный конкретный художественный материал, позволяющий наглядно раскрыть смыл понятия.

4.Этапность – от наиболее доступных к более сложным, частные понятия связываются в более сложные.

5.Преемственность (постепенное усложнение содержания основных теоретико-литературных понятий, их повторение, функциональное использование).

6.Непрерывность формирования теоретико-литературных понятий.

Кроме знания фактов литературы, необходимо научить относится к ним осмысленно. Вначале нужно помочь ученикам осознать, для чего служат все средства художественного изображения жизни. Все художественные средства несут три важнейшие функции: помогают читателю представить себе конкретную картину, ситуацию, человека, чувство; ведут к обобщению, пониманию законов жизни передают авторскую мысль и чувство, идейно-эмоциональную оценку изображаемого.

Теоретико-литературный арсенал – научная основа анализа. Владение теоретико-литературными сведениями способствует развитию читательских умений, совершенствует приемы умственной деятельности. Формирование читательских умений происходит за счет характера изучения явлений истории литературы (произведения, биографии). Среди методистов нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе. Исследование вопросов теории литературы в школьном курсе отражено в трудах Н.И. Кудряшева, В.В.Голубкова, М.А.Снежневской, Г.И.Беленького, А.Д.Дановского и др.

Показатели усвоенности ТЛП

Теоретико-литературное понятие можно считать усвоенным, если ученик:

1)Указывает основные его признаки и соотносит их с литературными фактами.

2)Может сопоставить родственные частные понятия и указать в них общее и особенное.

3)Умеет пользоваться полученными знаниями.

Понятие сразу не образуется, а его освоение проходит несколько этапов.

Методика работы над ТЛП

1)Определение круга понятий и их места в общей системе работы.

2)Выбор конкретного литературного материала для работы с данными понятиями.

3)Наиболее эффективные методы, приемы и средства обучения.

4)Методические комментарии.

5)Обоснование данного варианта изучение с учетом принципов поступательности и преемственности в работе над теоретико-литературными понятиями.

Рассмотрим методику формирования ТЛП на примере понятий «литературный герой», «сюжет произведения».

Важнейший компонент произведения и самый доступный для восприятия – литературный герой. Беседуя о поступках героя, его взаимоотношениях, мы, по существу, ведем речь и о сюжете. Разбирая события, мы будем обращаться к остальным компонентам произведения. Анализ характеров переходит в анализ языка, сюжета, композиции. В свою очередь анализ характеров переходит в анализ темы и идеи произведения. Своеобразие формирования понятий «сюжет» и «литературный герой» в том, что работая над одним, мы неизбежно обращаемся к элементам другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: