Алгоритм формирования ТЛП

(на примере понятий «литературный герой», «сюжет произведения»)

1.Накопление фактов, характеристика литературного явления. Рассмотрение события как основы сюжета, сюжет как цепь поступков. Живые наблюдения за развитием событий подводят к постижению их внешней и внутренней связи на основе мотивировки поступков и поведения персонажей.

2.Общее представление о признаках этого явления. С помощью понятия «сюжет» выясняются причины поступков и взаимодействия персонажей, раскрываются их характеры. Объяснение мотивов поступков героев, обоснование роли деталей. В свете начального понятия о литературном герое формируются понятия о сравнении и эпитете, помогающие глубже воспринять переживания героя. Внимание на узловые моменты сюжета, на слово как средство изображения действий героя, его чувств. Причинно-следственные связи. Эффективные приемы– пересказы, иллюстрирование, инсценировка.

3.Определение понятия или установление его характерных признаков. Водятся термины. Начальное понятие предполагает абстрагирование впечатлений, когда выявляется то общее, те признаки, на основании которых они объединяются в одно понятие. Выявление взаимосвязи событий, внимание на обстановку, предметный мир, который помогает полнее воспринимать сюжет рассказа. Сюжет – ряд связных между собой событий, которые составляют основу содержания. Дополняя известное, учитель обращает внимание детей на речь героя, его жизнь, взгляды, характер

4.Закрепление существенных признаков понятия или его определение. Прием сравнения, антитеза. Пейзаж, портрет, монолог, диалог. Расширяются приобретенные знания о событиях и героях. В поле зрения – главные и второстепенные герои, особенности их изображения

5.Применение понятия при анализе конкретного явления.

6.Дальнейшее развитие понятия, обогащающее его новыми признаками. Художественная деталь. Средства создания характера героя в эпическом, лирическом и драматическом произведении. Особенности сюжета рассказа, повести. Лирический сюжет. Вечные сюжеты и образы. Литературный тип.

В освоении теоретико-литературных понятий в средних классах используется индуктивный путь (наблюдение– выводы). В старших классах для введения понятий средней сложности применяется индуктивный путь, а для объяснение простых или очень сложных понятий – дедуктивный подход.

Успешному формированию ТЛП способствуют:

–постановка теоретико-литературных задач на год, цикл уроков, на отдельный урок;

– беседы и лекции на теоретико-литературные темы;

– разнообразие приемов работы (активизация жизненных впечатлений, словесное рисование, инсценировки и т.д.);

–привлечение наглядности.

Для объяснения понятия «композиция» можно обратиться к живописи. В литературном произведении трудно абстрагироваться от конкретных событий и сцен и думать об их связи. В картине художника все основные части перед глазами, их нетрудно усвоить. В картине легко уловить, какое место в ней занимает тот или иной предмет, каковы пропорции, светотень. Композиция – это расположение и взаимосвязь всех частей, пропорции фигур и деталей, выбор художником точки зрения и центра в картине, способы обрисовки персонажей, выделение главного. Первоэлемент в картине – свет, краски. Можно привлечь картину для освоения понятий «композиция» до работы над этим понятием в литературном произведении (подготовка к восприятию своеобразия построения текста), можно и после – для закрепления и расширения представления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: