Проверка решения задачи

Последующая работа над решенной задачей

Время. Скорость. Задачи с понятием «скорость». Методика использования таких задач в обучении, методика обучения решению задач детей с тяжелыми нарушениями речи.

Процесс обучения решению текстовых задач. Его основные части:

- Ознакомление учеников со структурой задачи: условие, вопрос, известные данные, неизвестные данные;

- Обучение анализу текста задачи;

- Трансформация словесной модели изложения информации в графическую (схемы, иллюстрации);

- Ознакомление учащихся с формальными требованиями выполнения записи решения текстовых задач.

Необходимо обеспечивать продолжительную работу детей с материалом текстовых задач на протяжении всего периода обучения. Так формируются навыки, необходимые для решения задач уровня начальной школы и те, которые являются основой для знакомства с более сложными задачами в дальнейшем. Подход к обучению решению текстовых задач зависит от их вида:

- задачи на движение в одном направлении;

- задачи на движение вдогонку;

- задачи на встречное и противоположное движение;

- задачи при движении в двигающейся среде (в воде, воздухе);

- задачи на движение по замкнутому маршруту.

Дети должны прочно усвоить понятия скорости, времени и расстояния, их обозначение и взаимосвязь, т.е. формулы.

Подготовкой к решению задач на движение является обобщение представлений учащихся о движении как некотором процессе, введение понятия «скорость движения» и характеристики скорости движения как расстояния, пройденного за единицу времени, повторение единиц измерения длины и времени, знакомство с различными единицами измерения скорости, формирование четкого представления школьников о существующей зависимости между скоростью, временем и пройденным расстоянием.

В процессе решения задач на движение формируется представление учащихся о некоторых средних скоростях движения пешехода, велосипедиста, теплохода, автомобиля и др., и представление о равномерном и неравномерном движении.

При ознакомлении с задачами на движение недопустимо заучивание приемов решения задач с прямо и обратно пропорциональной зависимостью.

Затем вводятся составные задачи на встречное движение объектов, на удаление объектов, на движение в одном направлении, на движение по реке. Сначала рассматривают простые задачи на равномерное движение.

Закрепление осуществляется посредством включения в содержание уроков задач на различные виды движения и решения их различными способами с последующим отбором наиболее рационального из них.

Масса, вес. Величина угла. Изучение учащимися с тяжелыми нарушениями речи.

По программе курса математики начальных классов предусматривается знакомство с такими величинами и единицами их измерения, как количество, длина, масса, емкость, время, площадь, скорость, стоимость.

Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомится с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в различных единицах, выполнять арифметические действия над именованными числами.

В математике под величиной понимаются такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением.

В процессе изучения темы важно добиться, чтобы учащиеся научились четко дифференцировать такие тесно связанные между собой, но различные по своей сути понятия, как «величина» и «число».

Величины рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерении связывается с изучением счёта; измерительные и графические действия над величинами являются наглядными средствами и используются при решении задач.

Н. Б. Истомина выделила 8 этапов изучения величин:

1.    выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).

2.    сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).

3.    знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.

4.    формирование измерительных умений и навыков.

5.    сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.

6.    знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.

7.    сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.

8.    умножение и деление величин на число.

В большинстве случаев изучение величин младшими школьниками начинается с рассмотрения длины, площади и других величин, что создает основу для формирования обобщенного понятия скалярной величины. При этом следует использовать интуитивные представления о величинах как о свойствах реальных предметов. Чтобы младшие школьники четко и ярко видели среди других свойств предметов свойство протяженности - длину, полезно рассмотреть с ними специально смоделированные ситуации на сравнение свойств, включая свойство протяженности.

Каждая изучаемая величина - это некоторое обобщенное свойство реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин - это одно из средств связи обучения с жизнью.

 

Виды работ с задачами на уроке. Зависимость содержания, методов и форм работы (виды работы) с задачей при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи от педагогической цели, от особенностей задачи.

Текстовые задачи на уроках математики начальной школы могут быть использованы для различных целей: для подготовки к введению новых знаний, для ознакомления с новыми понятиями и свойствами понятий, для углубленного и расширенного формирования математических знаний и умений, для формирования вычислительных навыков, для обучения метода и приёмов решения задач на разных этапах обучения.

Виды работы над задачей на уроке математики в начальной школе.

Первый вид: "Решение задачи". Решение задач на уроке может отличаться формой организации познавательной  деятельности, характером и степенью руководства процессом решения, содержанием решаемых задач, способом решения.

Фронтальная работа над решением задачи, под руководством учителя. Такое решение задачи, под руководством учителя, можно использовать для знакомства с задачами определённого вида. В этом случае, оно должно быть направлено на запоминание учениками отличительных особенностей задачи этого вида и запоминании основных шагов решения. Коллективное решение, под руководством учителя, используется и для того, чтобы дети запомнили этапы решения, познакомились с каким-либо приёмом, свойством.

Фронтальная работа над решением задачи, под руководством учащихся. Этот вид работы чаще всего может быть использован для овладения учениками умениями последовательно выполнять этапы решения задач. Учитель в данной ситуации только направляет учащегося к правильному решению. Работа завершается обобщением и выводами.

Самостоятельное решение задачи учениками. Самостоятельное решение, один из наиболее распространённых видов работы над задачей на уроке, однако и здесь возникают ориентиры на разные цели: на формирование умения решать задачу определённым видом; проводить проверку и самопроверку, самооценку. В зависимости от содержания задачи, можно выделить следующие виды решения задач: решение задач с лишними данными, решение задач с недостающими данными, решение задач определённого вида при разной классификации видов, решение нестандартных задач.

Второй вид: "Выполнение части решения". Цель – формирование учащимися умения выполнять определённый этап решения. В методической литературе рассматривается довольно большое количество видов дополнительной работы над решением части задачи. Главная цель – научить ребёнка находить другой способ решения задачи, решать задачу разными способами.

Третий вид: "Не включение явного и полного решения задачи". Цель учителя – научить сравнивать, сопоставлять, анализировать, способствовать развитию мышления, повышения интереса к математике. Данный вид работы позволит учителю целенаправленно формировать компоненты общего умения решать задачи. Виды работ: установить соответствие между содержанием и схематическим рисунком и наоборот; выбор среди задач той, которая соответствует данному чертежу; выбор среди нескольких решений того, которое соответствует данной задаче и др.

Четвёртый вид: "Составление задач самими учениками". Цель – закрепить умения решать задачи, находить различные способы решения. Видами работ, по данному направлению могут быть: дополни задачу недостающими данными; постановка вопроса к условию; составление задачи по краткой записи; составление задачи аналогичной данной, по способу решения, по сюжету, с такими же числовыми данными, но с другим решением. Систематическое применение этого вида деятельности, на уроках математики, развивает умственные способности детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: