Площадь, объем. Изучение площади и объема у учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Изучение геометрического материала представляет определенные трудности для детей с ТНР по следующим причинам:

1. Особенностей познавательной деятельности (недостаточность внимания, воображения, операций словесно-логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования);

2. Недоразвития речи (бедность словаря, нарушения звуко-слогового строя, аграмматизмы, недоразвитие связной речи);

3. Недоразвития сенсомоторных функций (нарушения зрительно-пространственных функций, мелкой моторики)

Вследствие этого у детей наблюдаются следующие проблемы:

1. затруднения в пространственной ориентировке (не различают понятия «слева-справа», «вверху-внизу» и т.п.)

2. слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Меньше ошибок дети допускают при нахождении фигуры по образцу, больше – при нахождении по названию. Плохо ориентируются в видах треугольников, их названиях, видах углов.

3. подмена абстрактного образа геометрических фигур конкретным предметом (вместо прямоугольника называют окно, доску и т.п.)

4. нечеткие представления о том, что является геометрическими фигурами: к геометрическим фигурам дети относят и величины (площадь, объем), и единицы измерения, и инструменты (линейку и пр.)

5. фрагментарность и разрозненность геометрических представлений: запоминают лишь некоторые признаки, но не все (например, вместо полного определения квадрата (прямоугольник, у которого все стороны равны и все углы прямые) указывается только то, что у квадрата все стороны равны)

6. упрощенность, схематичность представлений, слабость воображения → не узнают фигуры, данные в необычном ракурсе

7. замена суждения наглядным действием: вместо называния фигуры рисуют ее, не могут рассказать о ее свойствах

8. плохо ориентируются в единицах измерения – смешивают длину и площадь, площадь и объем

9. неправильно называют и запоминают названия геометрических фигур (крадвáт (квадрат), трýльник, тегóльник, гóльник, трёльник, трегоýльник (треугольник), прямогóльник, прямýльник (прямоугольник) и т.п.)

10. плохо владеют измерительными и чертежными навыками (из-за несовершенства мелкой моторики, слабости мышц руки, скованности движений), не понимают смысла и назначения точных измерений, не могут на глаз сравнивать фигуры (из-за несовершенства глазомера).

Прежде всего площадь выделяется как свойство плоских предметов среди других их свойств. Уже дошкольники сравнивают предметы по площади (не называя само слово «площадь») и правильно устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» («одинаково»), если сравниваемые предметы очень резко отличаются друг от друга или совершенно одинаковые. Однако, сравнивая предметы, у которых форма различна, а различие площадей не очень четко выражено, дети испытывают затруднения. В этом случае они заменяют сравнение по площади сравнением по длине или по ширине предметов, т. е. переходят на линейную протяженность, особенно в тех случаях, когда по одному из измерений предметы сильно отличаются друг от друга.

В процессе изучения геометрического материала сначала у детей уточняются представления о площади как о свойстве плоских геометрических фигур. Более четким становится понимание того, что фигуры могут быть различными и одинаковыми по площади. Этому способствуют упражнения на вырезание фигур из бумаги, черчение и раскрашивание их в тетрадях и т. п. В процессе решения задач с геометрическим содержанием (например, составление фигур из заданных частей, вычленение различных фигур на сложном чертеже и т. п.) учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами площади.

Общая характеристика понятия величины, длина. Формирование общих представлений о понятии «величина», формирование представлений о длине у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

ВЕЛИЧИНА - это особое свойство реальных объектов или явлений, и особенность заключается в том, что это свойство можно измерить, то есть назвать количество величины, которые выражают одно и тоже свойство объектов, называются величинами одного рода или однородными величинами. Например, длина стола и длина комнаты - это однородные величины. Величины - длина, площадь, масса и другие обладают рядом свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: