Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Понятие

Сегодняшняя модель российских колТС полностью вписывается в концепцию МОТ по разрешению таких споров. Еще в 1991 был издан указ о порядке разрешения таких споров (в основе его была концепция МОТ). Потом мы практически не отходили от этой модели, только совершенствовали ее, адаптировали к российским действительностям. Последние изменения от 22.11.11 - отредактировали почти каждую статью: укоротили сроки и придали им регионально-отраслевой характер (обратили внимание на порядки рассмотрения ТС на более высоких уровнях соцпартнерства; раньше был упор на локальный уровень).

Понятие колТС дано в ст. 398. Есть 4 группы спорящих, то есть сторон, и 3 основных вида этих споров.

КолТС - неурегулированные разногласия (терминология такая же, как и в индивидуальных ТС; есть доюсрисдикционные мероприятия) между 1) работниками и 2) их представителями (на первом месте работники, они - инициативная сторона, только они могут возбуждать колТС, работодатель не может; представители ст. 29 - 31: любая профсоюзная организация в лице профкома либо иной представитель работников, который уполномочен на это или общим собранием работников (кворум 50% + 1 голос) или конференцией, кворум которой 2/3 делегатов) и 3) работодателями и 4) его представителями (работодатели - ст. 20 (их 4 типа), их представители - ст. 33 - 34 (их тоже 4 типа)).

Виды споров:

1) по поводу установления и изменения условий труда (но не применения трудового законодательства, если вопрос о применении трудового законодательства, то это индивидуальный ТС),

2) споры по поводу заключения, изменения и выполнения кодоговора,

3) споры об ЛНА (чаще всего связаны с отказом работодателя учесть мнение представительного органа работника, работодатель обязан учесть мнение ст. 8 и ст. 372; процедура рассчитана только на профком; если профкома нет, то запрашиваем мнение того органа, который есть, потому что без мнения акт недействительный; если работодатель не согласен, то составляют протокол разногласий).

КолТС разрешаются с помощью примирительных процедур (то есть последовательных действий, шагов, которым должна предшествовать стадия урегулирования разногласий, то есть доюрисдикционная стадия - переговоры, ст. 390 - это обязательно). Момент возникновения спора начинается с оформления юридического документа - выдвижения требований, они утверждаются на собрании (конференции) работников и направляются работодателю, который должен сообщить свое решение в течение 2 рабочих дней. Этот юридический акт (выдвижение требований) должен быть утвержден большей частью работников. Если они не могут собраться все вместе, то можно собрать подписи (голоса за какое-то выдвижение, и тем самым оформить это выдвижение). Копия требований обязательно направляется в службу по урегулированию колТС. Данная служба действует в системе РосТруда и положение о ней утверждено Постановлением Правительства от 15.04.1996.

Момент начала колТС - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований, или его несообщение о своем решении (молчанка), или дата составления протокола разногласий в ходе составления колдоговоров (колдоговор оформляется соглашением сторон, на как правило, они мало о чем договариваются, поэтому составляется протокол разногласий).

Итак, возможны 3 варианты начала колТС:

1) День сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований

2) Истечение срока (2 рабочих дня) с момента предъявления требований

3) День составления протокола разногласий (он может составляться как в начале переговоров по составлению колдоговора, так и на стадии исполнения (вернее неисполнения), требований работника по изменению колдоговора).

 

Коллективные переговоры.

Примирительные процедуры

Примирительные процедуры состоят из следующих этапов:

1. Рассмотрение колТС в примирительной комиссии

2. С участием посредника

3. В трудовом арбитраже.

Забастовка является крайней мерой.

Каждая из сторон может обратиться в службу по урегулированию колТС для уведомительной регистрации спора. При этом ни одна из сторон не может уклоняться от разрешения колТС, участия в примирительных процедурах. Иначе наказание через КоАП. Служба по урегулированию колТС помогает посредством консультаций, предложения фигуры посредника и состава трудового арбитража. На любой стадии, этапе (ст. 401) работники могут проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирования в поддержку своих требований, включая период организации и проведения забастовки.

Обязательным этапом является примирительная комиссия - это первый шаг. Она состоит из равного числа представителей сторон. Решение должно приниматься на основании паритетного соглашения (ст. 42). Работники составляют протокол избрания членов, работодатель - приказ о направлении членов в эту комиссию.

3 сценария развития колТС:

1. Примирительная комиссия и посредник.

2. Примирительная комиссия и трудовой арбитраж.

3. Примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж.

Законодатель разрешает обойтись без трудового арбитража, договориться самим.

 

Примирительная комиссия.

Создается в срок до 2 рабочих дней с момента начала колТС. Создается на равноправной основе, стороны не могут уклоняться от ее создания. На локальном уровне комиссия работает 3 рабочих дня. На иных уровнях соцпартнерства - 5 рабочих дней. Ее решение оформляется протоколом, который имеет обязательную силу. Оно исполняется в сроки и в порядке, предписанном этим решением. Если стороны не договорились, решение не выносится. Стороны приступают к переговорам по поводу или посредника, или трудового арбитража. 

Посредник.

Стороны выбирают его самостоятельно (по соглашению) или обращаются в службу, которая может рекомендовать подходящее лицо. Кто может выступать в этой роли? Любой квалифицированный специалист. Приказ от 22.12.2009 N 1007 МинЗдравСоцРазвития утверждены квалификационные требования к должности конфликтолога:

Высшее профессиональное образование (юристы, экономисты, социологи)

Дополнительная подготовка в области конфликтологии (документ из сертифицированного центра)

Стаж работы не менее 5 лет в сфере социально-трудовых отношений

В соответствии с рекомендациями по организации работы посредника Постановление МинТруда от 14.08.2002, посредник играет вспомогательную роль для разрешения спора, предлагая сторонам варианты разрешения. Если образно: он предлагает сторонам примерить обувь (одежду) соперника. Эффективность этой процедуры во многом зависит от квалификации посредника. Поэтому лучше воспользоваться кандидатами, которые есть у службы, нежели обращаться к специальным адвокатам, которые не имеют большого опыта.

 

Трудовой арбитраж.

Ст. 404 - орган по рассмотрению спора. Создаются сторонами совместно со службой. Есть 2 вариант: обратиться в постоянно действующий трудовой арбитраж, который обычно работает в системе службы. Стороны должны договориться о 2 вещах: 1) о составе (варианте) арбитража, 2) о выполнении решения арбитража. Поскольку он создается для того, чтобы выносить решения, обязательные для сторон. 

Он работает по принципу ГПП. Может требовать доказательства правоты сторон, приглашать специалистов для консультации, вызывать свидетелей и регламентировать свой процесс. Срок - 3 рабочих дня на локальном уровне и 5 рабочих дней на более высоких этажах соцпартнерства. Решение передается сторонам в письменной форме.

Предусмотрены особые гарантии, связанные с работой трудовых арбитров, посредников и членов примирительной комиссии (ст. 405). За ними сохраняется место работы и средний заработок не более 3 месяцев в году. Их нельзя подвергать дисциплинарному взысканию, переводить и увольнять по инициативе работодателя нужно предварительное согласие органа, уполномочившего их на работу в этой комиссии и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow