Три группы причин:
1. Субъективного характера:
• Нарушение законодательства о труде со стороны и работодателя, и работника.
• Неисполнение своих трудовых обязанностей сторонами ТД и неправильное реагирование на меры воздействия, применяемые другой стороной.
• Различное понимание сторонами ТД действующих норм права.
• Добросовестное заблуждение о содержании своих прав.
• Бюрократическое отношение работодателя и его представителей к законным правам и нуждам работников.
2. Объективного (организационно-правового) характера - связаны с недостатками нормотворчества (нечеткие формулировки отдельных норм ТП, пробелы в ТК (во многом связаны со спецсубъектами)). На практике много споров о ЗП (этот институт в ТК определен плохо).
3. Экономико-правового характера. Недостатки в организации труда, в учете и контроле за мерой труда, упущения в практике материального и морального стимулирования. То есть это в основном локальная плоскость, когда работодатель нарушает интересы работников, принимая ЛНА, игнорируя судебную практику, ущемляя права законные работников.
Институт ТС, являясь заключительным институтом в иерархии институтов ТП, позволяет с помощью своих очередных норм позволяет определить правомерность правовых норм и возможности применения их на практике. С помощью ТС правовая норма определяется на эффективность; она соотносится с интересами сторон ТД, с их ожиданиями.
Классификация ТС
1) Все ТС в зависимости от субъектного состава:
• Индивидуальные (работодатель и работник)
• Коллективные (работодатель и работники)
В зависимости от этой классификации, надо понимать, что индивидуальные ТС - в большинстве своем искового характера (о применении трудового законодательства). Коллективные - это всегда спор об интересе, если интерес не удовлетворен, то он удовлетворяется с помощью особых процедур разрешения. Поэтому индивидуальные и коллективные ТС различаются еще и по процедурам:
индивидуальные (в общем и (или) в судебном - выбирает работник, иных вариантов кроме доюрисдикционного порядка нет)
коллективные - особые процедуры (в основе идея паритетности, создаются спецкомисси, или должны договориться о посреднике, о возможности рассмотрения спора трудовым арбитражем). Суд появляется только в том случае, когда надо признать забастовку незаконной. Забастовка - 4 процедура, законодатель называет ее крайней. Если коллектив хочет, чтобы их спор разрешили по закону, то суд может подсказать, но каждый должен написать отдельное исковое заявление. Будет рассмотрение индивидуальных ТС.
2) В зависимости от правоотношений:
• Индивидуальные - из трудовых правоотношений в большинстве случаев.
• Коллективные - как из трудовых, так и из иных, непосредственно связанных с ними трудоотношений.
3) В зависимости от характера:
• Исковые (о применении трудового законодательства и иных трудовых норм, в том числе локальных).
• Неисковые (об изменении условий труда, заключении и изменении колдоговора, социально-партнерских соглашений и иных установлений и изменений условий труда.
4) В зависимости от вида трудового спора и его характера - по способам (порядкам их разрешения):
• Доюрисдикционный
• Общий - в КТС, а потом в суде
• Судебный порядок.
Суд может быть 2 инстанцией после КТС или первой и единственной (ст. 391).
Какое-то время споры рассматривались мировыми судьями, но их квалификация оказалось недостаточной, поэтому вернулись к традиционной системе - на уровне районных судов.
Принципы
К сожалению, законодатель принципами не озаботился. Особенность принципов - демократичность и их процессуально-процедурный характер.
1. Принцип доступности и удобства обращения в органы по рассмотрению ТС. То есть суды разрешают ТС по месту нахождения работодателя. Рассмотрение споров по месту работы - в КТС - облегчает жизнь работников. Есть надежда, что спор в родной организации завершиться успешно.
2. Принцип широкого участия представителей сторон в разрешении ТС (демократизма), речь в первую очередь идет о профсоюзах. Они фигурируют в главах 60 и 61 как представители работников: могут представлять работников в суде, выделять защитника в суде, оказывать помощь через свои юридические консультации.
3. Принцип быстроты рассмотрения ТС и принятия решения. Как правило, закон говорит о сроках 3 дня (например, ст. 384 - создание КТС, исполнение решения КТС судебным приставом, выдача копий решения) и 10 дней (например, срок рассмотрения спора в КТС). Быстрота рассмотрения зависит от сроков обращения. Работник должен обратится для разрешения ТС в срок в 3 месяца, когда он узнал (должен был узнать) о нарушении своего права. Есть еще срок в 1 месяц - для обращения в суд в случае увольнения. По всем другим спорам - 3 месяца. Есть еще срок в 1 год - дан работодателю для обращения в суд для привлечения работника к МО за ущерб, причиненный работодателю.
4. Устность и гласность рассмотрения. И КТС, и суд общается со сторонами устно, оглашает все материалы, все заседания открытые (могут присутствовать все желающие).
5. Обеспечение реального исполнения решений. Иногда в законе указывается на немедленное исполнение (по спорам о восстановлении на работе). Или более короткие сроки обжалования - 10 дней на обжалование решения КТС и 3 дня на исполнение.
6. Бесплатность (ст. 393). Работники освобождаются от судебных расходов. Госпошлину платит работодатель (ст. 333 НК РФ).
7. Принцип автономии и равноправия спорящих сторон. При создании КТС - паритетные начала. Независимость проявляется в голосовании - члены КТС голосуют тайно. Равноправие проявляется и в суде - стороны могут на равноправной основе иметь представителей в суде, суд может затребовать любые материалы и удовлетворять подобного рода запросы.
8. Принцип примирительного разрешения ТС. Как в индивидуальных, так и в коллективных ТС. Именно на этом принципе коллективные ТС и разрешаются на всех этапах примирительных процедур. Даже на последнем этапе - при объявлении забастовки - стороны должны продолжить примирительные процедуры.