Народное художественное творчество как средство социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности

Идейно-воспитательная работа в художественном творчестве - неотъемлемая часть всей учеб­но-воспитательной работы, логическое продолжение педагоги­ческого воздействия, осуществляемое в учебное время. НХТ играет важную роль в организации досуга учащихся, оказывает значи­тельное воздействие на формирование личности будущих граждан.

Идейно-воспитательная работа в современных условиях развития нашего общества направлена на создание целостной системы идей, взглядов, чувств, отражающих сущность белорусской государственности, формирование активной гражданской и личностной позиции учащихся в становлении сильного и авторитет­ного государства.

В коллективах народно-художественного творчества идейно-воспитательный процесс может успешно осуществляться при условии, что:

- идейно-воспитательная работа проводится на основе комплексного подхо­да и является органичной составной частью единого учебно-воспитательного про­цесса;

- вовлечение учащихся в активную разностороннюю общественно-полезную деятельность происходит с учетом их индивидуальных особенностей;

- жизнь коллектива основана на принципах самоуправления и са­мообслуживания при умном педагогическом руководстве;

Задачи и содержание основных направлений идейно-воспитательной работы закладываются в перспективном плане учебно-воспитательной работы. При этом обязательно должны быть учтены возрастные, морально-психологические особен­ности учащихся.

Идейно-воспитательная работа включает в себя следующие на­правления воспитания:

- идеологическое и идейно-политическое;

- идейно-нравственное, гражданско-патриотическое и национальное

Целью идеологической и идейно-политической работы является воспитание личностных ценностей, идей, убеждений, отражающих менталитет нации, консти­туционную сущность государственности, формирование общественно-активной, убежденной, интеллектуальной личности.

Личность, являясь существом социальным, всегда подвержена влиянию полити­зированного общества, государства и цивилизации. Поэтому задача педагога - помочь сориентироваться в общественной жизни, деятельности ор­ганов управления государством, правосудия, законотворчества и др. При этом у детей должно выработаться собственное идейное убеждение, политическое мировоззре­ние, составляющие идейную и политическую основу своей профессиональной дея­тельности.

Важнейшими задачами этого направления являются:

ориентация учащихся на познание и принятие идеологии страны, осознание ее основных идей и принципов;

- формирование мировоззрения на основе достижений науки, техники, произ­водства, информационных технологий;

- разъяснение учащимся стратегии государства в сфере экономики, права, со­циальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта;

- формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принци­пах демократии, социальной справедливости, защиты и заботы государства о каждом человеке;

- осмысление учащимися проводимой в государстве политики устойчивого экономического и социально-политического развития.

Цель идейно-нравственного воспитания - формирование духовно-нравственного самосознания учащегося, его этических и моральных критериев поведения, целенаправленной личности, профессионально подготовлен­ного человека.

Нравственное воспитание - это добросовестное и творческое отношение к тру­ду, материальное, интеллектуальное и духовное благополучие. Нравственность и духовность следует рассматривать как основу гражданственности и патриотично­сти, национальности и интернациональности, готовности к самопожертвованию за интересы своего народа и страны.

Основными задачами идейно-нравственного воспитания являются:

- гармонизация личных и общественных интересов, утверждение трудового образа жизни, готовности к участию в социально-культурных преобразовани­ях;

- формирование уважения к человеческому достоинству, гуманистическим ценностям, этическое просвещение;

- развитие творчества учащихся, повышение их культурного уровня;

- формирование ответственного поведения, умения противостоять асоциаль­ным проявлениям, развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины, са­моорганизации. Важную роль в идейно-нравственном воспитании играют благопри­ятные морально-психологические условия, которые помогают фор­мировать культурно-нравственные ценности.

Расширению кругозора молодежи и удовлетворению ее духовных потребностей способствуют выездные экскурсии по историческим местам, в музеи; посещение выста­вок, кинотеатров, театров, концертов, проведение викто­рин, турниров знатоков, диспутов (например, «Кем быть или каким быть?», «Долг»), брейн-рингов, устных журналов (например, «Это касается всех»), КВНов, но­вогоднего и выпускного балов, вечеров стихов, авторской и инсценированной песни («Алло, мы ищем таланты»), смотров-конкурсов с играми, призами, дискотеками.

В рамках пропаганды здорового образа жизни и профилактики правонарушений среди учащихся проводятся встречи с врачами, представителями правоохранительных органов, духовенством, членами общественных организаций и т.д.

Критериями идейно-нравственного воспитания являются уровень духовной, этиче­ской и моральной культуры, следование гуманистическим ценностям высоконравствен­ного человека в разных жизненных ситуациях.

Идеологический климат в коллективе напрямую зави­сит от руководителя, педагога и той системы идейно-воспитательной работы, кото­рая сложилась и структурно оформилась в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: