Идейно-воспитательная работа в художественном творчестве - неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы, логическое продолжение педагогического воздействия, осуществляемое в учебное время. НХТ играет важную роль в организации досуга учащихся, оказывает значительное воздействие на формирование личности будущих граждан.
Идейно-воспитательная работа в современных условиях развития нашего общества направлена на создание целостной системы идей, взглядов, чувств, отражающих сущность белорусской государственности, формирование активной гражданской и личностной позиции учащихся в становлении сильного и авторитетного государства.
В коллективах народно-художественного творчества идейно-воспитательный процесс может успешно осуществляться при условии, что:
- идейно-воспитательная работа проводится на основе комплексного подхода и является органичной составной частью единого учебно-воспитательного процесса;
- вовлечение учащихся в активную разностороннюю общественно-полезную деятельность происходит с учетом их индивидуальных особенностей;
|
|
- жизнь коллектива основана на принципах самоуправления и самообслуживания при умном педагогическом руководстве;
Задачи и содержание основных направлений идейно-воспитательной работы закладываются в перспективном плане учебно-воспитательной работы. При этом обязательно должны быть учтены возрастные, морально-психологические особенности учащихся.
Идейно-воспитательная работа включает в себя следующие направления воспитания:
- идеологическое и идейно-политическое;
- идейно-нравственное, гражданско-патриотическое и национальное
Целью идеологической и идейно-политической работы является воспитание личностных ценностей, идей, убеждений, отражающих менталитет нации, конституционную сущность государственности, формирование общественно-активной, убежденной, интеллектуальной личности.
Личность, являясь существом социальным, всегда подвержена влиянию политизированного общества, государства и цивилизации. Поэтому задача педагога - помочь сориентироваться в общественной жизни, деятельности органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. При этом у детей должно выработаться собственное идейное убеждение, политическое мировоззрение, составляющие идейную и политическую основу своей профессиональной деятельности.
Важнейшими задачами этого направления являются:
ориентация учащихся на познание и принятие идеологии страны, осознание ее основных идей и принципов;
- формирование мировоззрения на основе достижений науки, техники, производства, информационных технологий;
|
|
- разъяснение учащимся стратегии государства в сфере экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта;
- формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принципах демократии, социальной справедливости, защиты и заботы государства о каждом человеке;
- осмысление учащимися проводимой в государстве политики устойчивого экономического и социально-политического развития.
Цель идейно-нравственного воспитания - формирование духовно-нравственного самосознания учащегося, его этических и моральных критериев поведения, целенаправленной личности, профессионально подготовленного человека.
Нравственное воспитание - это добросовестное и творческое отношение к труду, материальное, интеллектуальное и духовное благополучие. Нравственность и духовность следует рассматривать как основу гражданственности и патриотичности, национальности и интернациональности, готовности к самопожертвованию за интересы своего народа и страны.
Основными задачами идейно-нравственного воспитания являются:
- гармонизация личных и общественных интересов, утверждение трудового образа жизни, готовности к участию в социально-культурных преобразованиях;
- формирование уважения к человеческому достоинству, гуманистическим ценностям, этическое просвещение;
- развитие творчества учащихся, повышение их культурного уровня;
- формирование ответственного поведения, умения противостоять асоциальным проявлениям, развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины, самоорганизации. Важную роль в идейно-нравственном воспитании играют благоприятные морально-психологические условия, которые помогают формировать культурно-нравственные ценности.
Расширению кругозора молодежи и удовлетворению ее духовных потребностей способствуют выездные экскурсии по историческим местам, в музеи; посещение выставок, кинотеатров, театров, концертов, проведение викторин, турниров знатоков, диспутов (например, «Кем быть или каким быть?», «Долг»), брейн-рингов, устных журналов (например, «Это касается всех»), КВНов, новогоднего и выпускного балов, вечеров стихов, авторской и инсценированной песни («Алло, мы ищем таланты»), смотров-конкурсов с играми, призами, дискотеками.
В рамках пропаганды здорового образа жизни и профилактики правонарушений среди учащихся проводятся встречи с врачами, представителями правоохранительных органов, духовенством, членами общественных организаций и т.д.
Критериями идейно-нравственного воспитания являются уровень духовной, этической и моральной культуры, следование гуманистическим ценностям высоконравственного человека в разных жизненных ситуациях.
Идеологический климат в коллективе напрямую зависит от руководителя, педагога и той системы идейно-воспитательной работы, которая сложилась и структурно оформилась в нем.