Закономерности декоративной живописи. Виды, специфика, направления

Декоративная живопись – это способ изображения реальных предметов путём выявления самых выразительных особенностей средствами колорита и пластическими приёмами, связанными с обобщённостью, стилизацией, упрощением, орнаментацией, с соблюдением меры условности изображения, отказом от множества подробностей, превращая поверхность картины в симбиоз цветовых пятен – символы или знаки.

Любая композиция строится, следуя разнообразным закономерностям, а декоративная композиция нуждается в них особенно. Над такими закономерностями работали художники-педагоги Ю. Герчук, К. Даглдиян, Ю. Жегин, Л. Молчанов, Р. Па­ранюшкин, Н. Ростовцев, Е. Шорохов и др. Каждый автор относит разные приёмы, законы, правила и признаки, на которые опирается художественно-смысловая идея, сюжет. Г. Панксенов в своей книге «Живопись форма, цвет, изобра­жение» выделяет формальные средства композиции: пропор­ции и формат, композиционный масштаб, метрометрические построения, контраст, нюанс и феномен цвета, которые в свою очередь основываются на психологии зрительного восприятия. Р. Паранюшкин к приемам и средствам композиции относит группировку, членение, формат, масштаб и пропорции, ритм и метр, композиционные оси, цвет, фактуру. Ю. Герчук добавил бы ко всему этому вертикаль, горизонталь, симметрию, покой, движение.

Кроме основных законов и приёмов композиции, декоративная живопись опирается на присущие только ей признаки: узорчатость (цветовые и тоновые соотношения), условное посторенние пространства (взаимодействие ритмов, контрастов), орнаментальность, стилизация.

Первый признак – узорчатость. Она воспринимается как соотношение форм светлых и тёмных пятен. Особую роль играет выразительность силуэта, красота контуров и линий фигур. Важной частью красочной поверхности чистого цвета в декоративной живописи является фактура, которая может передать разнообразие выразительных черт визуального мира, передаваемого на картине. Важно правильно определять колорит изображения, так как цветовые решения часто связаны с традициями, национальными архетипами.

Следующий признак декоративности – это условность. Условность – это способ обобщения, предполагающий повышенную эмоциональность образа и рассчитанный на такой же эмоционально-экспрессивный отклик зрителей. Цель условности – передача в наиболее выразительной форме главное, выявить смысл, вложив в его наиболее экспрессивное выражение.

Во всех композициях присутствует художественное пространство в той или иной форме. А вот воспринимается это пространство по-разному, это сложный психический процесс, поэтому различны способы наиболее выразительной передачи пространства. В одних случаях художники применяют обратную перспективу для большей выразительности. В декоративной живописи в основном используется условно-плоскостное пространство византийского, древнерусского и восточного искусства – это сфера «малой глубины» пространства картины. Этот способ изображения пространства в декоративной живописи рассматривается не как оптическая иллюзия трёхмерного пространства, а как выразительное средство для передачи цветовых масс, форм и объёмов на плоскости картины. В таком случае пространственные отношения между предметами в реальности могут почти полностью игнорироваться. Натюрморт, например, может изображаться не в глубину, а вверх, таким образом, задний план окажется не за, а над передним.

В основе декоративной живописи лежит конструкция. Конструкция – это организация построения формы, её каркас. Конструктивный рисунок создаётся с помощью диагональных, вертикальных, горизонтальных и дугообразных структур, определяя композиционную схему произведения, которая потом обретает содержательность.

Достижение выразительности в декоративной живописи связано с тоновыми и цветовыми контрастами, контрастами величин, выразительностью фактур и материалов, объёмов и плоскостей, ритмической организацией форм, линий, деформацией – изменением пространства и формы предметов в изобразительном искусстве.

Декоративную живопись можно сравнить с орнаментом, где обязательна связь элементов между собой не только там, где она необходима, в повторяющихся частях, но и в узоре цветовых пятен, свободно заполняющих плоскость.

Стилизация – это процесс подчинения формы внешним условиям, задачам художника, обобщение цветового пятна, формы, пространства. Существует множество различных способов стилизации. Максимальное обобщение формы и её окружения способны превратить вполне обычный предмет в символ, изображая суть предмета, а не сам предмет. Стилизация позволяет менять форму, разделяя её на отдельные детали, а затем конструируя из них новое изображение, не всегда используя все детали, а только часть их. Важно найти правильное цветовое и тоновое соотношение изображаемых форм и фона, потому как именно они важны при стилизации.

Каждое из перечисленных выразительных средств в декоративной композиции имеет своеобразие.

Выразительное декоративное живописное изображение может иметь следующие особенности:

1. Изменение пропорций предметов и пространственных отношений между ними, нарушение перспективы или полное её отсутствие.

2. Изменение формы предмета через усиление наиболее выразительного характерного в предмете, совмещение обобщённых и детализированных образов, потому что один объект лучше виден, контрастируя с другим.

3. Частично или полностью отказ от объёмного изображения формы предметов (сочетание объёма и плоскости, или силуэтное изображение). Один и тот же объект может изображаться под разным углом.

4. Поиск новых колористических отношений: декоративно-экспрессивных возможностей цвета, использование активных сочетаний цветов, выявление фактур, локальных цветовых пятен, присутствие контура.

5. Орнаментация плоскости и предметов, пространство приближается к плоскостному, все части, детали объекта сплетаются в единый орнаментальный узор.

6. Аналитический подход или творческая интерпретация натуры, то есть способ изображения предметов с предварительным разложением их на простейшие части, изображая внутреннюю структуру предмета.

Декоративность живописного изображения определяется грамотным распределением по поверхности живописного изображения больших и малых пятен, их светотеневой и цветовой исходной точкой, правильным использованием орнаментальных мотивов и ритмов, украшающих плоскость. Так с помощью выразительных средств живописи эстетическое изображение человеческого чувства, реального объекта, или отношения человека к предмету, несмотря на условность, декоративная живопись повествует о природе, людях, истории, в ней зашифрован смысл и живые образы, иногда их можно легко распознать, а иногда нет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: