Народное творчество как наиболее древняя сфера воспитания, обучения и развития личности в процессе художественной деятельности

Истоки народного художественного творчества уходят в глубину веков. В период формирования высших чувств у человека проявляются попытки выразить себя и окружающее в художественной форме. Сегодня на территории нашей страны обнаружено большое количество образцов народного творчества. Народное творчество самым тесным образом, естественно, связывалось с социальной, трудовой и бытовой практической деятельностью.

На всем протяжении истории человечества искусство являлось специфической формой деятельного освоения мира.

Время сохранило совершеннейшие памятники народного художественного творчества, содержание которых гармонически сочетается с красотой формы, а выражаемые идеи относятся к самым гуманистическим, общечеловеческим идеалам и представлениям о жизни, труде, любви, свободе, счастье. Народное художественное творчество донесло до нас чаяния и радости, тревоги и горе простых людей, тех, чьим трудом создавалась «вторая природа», возводились города, выращивался хлеб и т.д.

Народное творчество вбирало в себя самые гуманистические устремления и идеалы. Оно поднимало и развивало самосознание, выступало одной из самых демократических форм нравственного и эстетического обогащения народа. Народное художественное творчество наследовало и передавало от поколения к поколению, от эпохи к эпохе социально-культурный опыт и знания, нормы нравственности и поведения.

В народном творчестве заключался и огромный социально-воспитательный потенциал. Его существование определялось выполнением различных функций, в том числе и нравственно-воспитательных. Человек рассматривал художественное творчество, как хранилище педагогического опыта, вобравшего наиболее ценные идеалы и представления.

Роль народного творчества в сознании и мировоззрении личности.

Народное художественное творчество связано
с социальным развитием человека, его творческими силами и способностями,
выявленными как в труде, так и вне его. Категорию «творчество» следует рассматривать,
в первую очередь, в контексте ощущения органического чувства причастности человека к
явлениям и событиям культуры, так как чувство личной ответственности всегда
сопровождается значительным расширением творческих интересов и потребностей
большинства людей, создающих и потребляющих ценности материальной и духовной
культуры. Потребность и умение являются осью социального пространства, вокруг
которой вращается полиэлементный механизм народного творчества, в котором всё
выстроено по законам логики.
Народное творчество воплощает в себе высшие духовно-нравственные ценности
этноса, творцом национально-культурных традиций является народ. Феномен, обеспечивающий народному творчеству основополагающее значение в
развитии культуры, выражающийся в умении представлять собой концентрацию воли и
разума человека, его мировоззрения, обнаруживается у всех народов мира. Уровень
сформированного мировоззрения заложен в культуре мышления личности, ее
мироощущении, мировосприятии, соединяющими человека с миром людей и
включающими систему ценностей его «культурной» основы. Поэтому по сравнению с
другими слагаемыми категории «мировоззрение» в народном творчестве принадлежит
особое место. Мировоззрение, миропонимание, воплощенное в системе базовых духовно-
нравственных ценностей, норм того или иного народа, художественных образах
традиционных форм и, главное, результатах художественно-творческой деятельности,
отражает основные стимулы, побудившие в человеке потребность и умение сотворить,
осмыслить и поставить их в логическую зависимость.
Определяя культуру как чувственно-ментальное явление, которое не меняется по
чьей-либо прихоти, «но пронизывает всё происходящие в реальных жизненных процессах
трансформации и даже революционные взрывы», Н. И. Киященко подчеркивает ее
созидательную силу, которая «не отходит в небытие, навсегда сохраняется в памяти
народной, в самых разнообразных формах передаваясь от поколения к поколению»
[6, с. 17]. Следовательно, процесс формирования культурных, мировоззренческих
ценностей личности тесно связан с проблемами становления исторического сознания
человека, его способностью воспринимать в единстве прошлое, настоящее и будущее
культуры народа, нации, государства.
Составляя целостную систему жизнедеятельности человека, потребность выступает
в качестве одного из мотивирующих элементов формирования мировоззрения личности. Конструктивная постановка вопросов возрастания роли традиционного творчества в
процессе формирования этнического самосознания, мировоззрения на протяжении
дальнейших периодов развития дала возможность научному сообществу вести учет
способности его художественных продуктов творчества, выступать в роли своеобразного
свидетельства о человеке – конкретной и неповторимой индивидуальности, представителе
определенного общественного строя, носителе национальной традиции. Однако
художественная неоднородность современного этапа развития творчества этносов,
многообразие форм его проявления выявили необходимость более пристального и
детального рассмотрения всех слагаемых этих тенденций, определения структурных
иерархий и выделения тех основных критериев, которые содержат в себе зерно
социокультурных и художественно-эстетических особенностей для определения значимых
мировоззренческих и нравственных ценностей личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что актуальность проблемы освоения
традиционной культуры, ее нравственных и мировоззренческих ценностных основ
выводит ее в ряд наиболее значимых для нашего времени проблем.

















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: