Постпозитивизм как один из этапов становления философии науки

 

На смену неопозитивизму во второй половине ХХ века приходит «постпозитивизм», или «четвертый позитивизм», это была одна из попыток преодоления недостатков позитивизма. Так как, в предшествующих направлений, которые исследовали только формально-логических конструкций научного знания, представители постпозитивизма обращали внимание на историю науки и на анализ ее движущих сил.

Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм берутся во внимание факты реальной истории развития науки, которые отражают зависимость процесса познания общества и от познающего индивида. Особое внимание в постпозитивизме обращают на аномалию и тупиковые ситуации в науке, которая конкурирует с теорией. В следствии этого, появились требования, которые учитывают философские, культурно-исторические фоны, на котором и базируются научные исследования.

Наблюдается отказ от обезличивании науки, не принятии традиций и авторитетов научных коллективов. Вместо резких противопоставлений науки и философии, постпозитивисты ищут взаимосвязь между составляющими науки, между наукой и философией, наукой и не наукой. Они вводят понятие «состояния революции» в науке и нормального ее развития.

Первым учением в истории, которое положило начало постпозитивизму, был критический рационализм Карла Поппера, который первым начал критиковать стандартную позитивистскую модель познания, в основном идею «чистого эмпиризма». Карл Поппер утверждал, что эмпирические высказывания в основном являются ошибочными, чем теоретические. Поппер выступал против существования чистого языка наблюдения, не содержащего никаких теоретических идей.

В основу своей теории он кладет принцип фальсификации, который показывает, что объясняя теорию, всегда найдется факт ей противоречащий. При этом, если теория фальсифицирована, она должна быть целиком видоизменена или заменена более успешной теорией.

Факт, как термин, был раскрыт Поттером глубоко, так как он был убежден, что мыслимые утверждения о фактах являются основой этого термина, поскольку причиной фальсификации теории является выдвижение другой, то в научном исследовании мы должны стремиться не к спасению теории, а наоборот, пытаться любыми средствами опровергнуть ее. Особенность фальсификации Поппера была в том, что он не только отделял научные теории от ненаучных, но и сравнивал научные теории по степени их преференции.

В методике Поппера ударение делалось на отрицательных прототипах, событиях, оспаривание, иначе говоря на суждении действующих и выдвигаемых теорий, в целях преобритения правдивых научных знаний. Попперу свойственно положение трех миров: мир вещей, мир человеческого знания, мир объективного знания. В когнитивном смысле эти миры не сводимы друг с другом: человек, построивший концепцию и укрепивший ее в научном языке, задает ей независимое существование и с этого времени она прекращает относиться субъекту.

Установленный Поппером принцип «фаллибилизма» [3] – предположительный характер и лишь временная удостоверенность научных теорий, и следует из него принцип «фальсификации» – принципиальная опровергаемость научных теорий, были, по праву мнению М.С. Козловой, «лишь началом пути – к открытию целой системы критериев познавательных результатов и формированию значительно более емкой модели научного познания» [4].На путь проложенный КарломПоппером пробились его последователи. Первым здесь нужно назвать венгра Имре Лакатоса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: