double arrow

Имре Лакатос как один из представителей постпозитивизма

1.2.1. Краткие сведения из биографии Имре Лакатоса

 

И́мре Лака́тос (настоящая фамилия Липшиц; Дебрецен, 9 ноября 1922 – Лондон, 2 февраля 1974) — английский философ науки венгерского происхождения.

Родился в Венгрии, ученик Дьёрдя Лукача. В период Второй мировой войны принимал участив в антифашистском Сопротивлении. В это же самое время по причине наставших преследований евреев (его мать и бабушка погибли в Освенциме) было необходимо ему сменить фамилию на Лакатош (эту же фамилию носил премьер-министр Геза Лакатош, ополчившийся против ликвидации венгерских евреев). Имеется и другое суждение, по которому «пролетарскую» фамилию Лакатош (Столяр) он получил, когда устроился на работу в правительство Венгерской народной республики.

По окончанию войны обучался в аспирантуре Московского университета под руководством С. А. Яновской. Некоторое время был функционером Министерства образования коммунистической Венгрии. В этот момент он был под большим воздействием идей своих сограждан Дьёрдя Лукача, Дьёрдя Пойа и Шандора Карачоня. В период культа личности Ракоши в 1950—1953 гг. был беззаконно репрессирован как «ревизионист» и оказался в заключении. Во время Венгерской революции 25 ноября 1956 г. сбежал на Запад через Австрию. С 1958 г. довольно долго жил в Великобритании, с 1969 г.Стал профессором Лондонской школы экономики и политических наук. Скончался в 1974 г. в возрасте 51 года от кровоизлияния в мозг.

Имре Лакатос — создатель теории и методологии научно-исследовательских программ, в ходе которых, следом за Карлом Поппером, разработавший принцип фальсификации до степени, названной им утончённым фальсификационизмом. Теория Лакатоса, целью которой было изучение движущих факторов развития науки, продолжает и вместе с тем опровергает методологическую концепцию К. Поппера, полемизирует с теорией Томаса Куна.

 

1.2.2. Основная идея и цели концепции Лакатоса

 

Имре Лакатос в своей философии науки исходит от истории науки, руководствуясь перефразировкой кантовского изречения: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа» [5].Следуя Т. Куну, процесс роста науки происходит в порядке изменения парадигм в результате научных революций. В теории Куна, по представлению Лакатоса пропадает динамика научного процесса. Не долгий период вспышки научной революции с акцентуацией в этот период революционной науки изменяется длительным (в случае парадигмы Ньютона – на века) торжеством нормальной науки. Лакатос предполагает, что резоннее такую нормальную науку терминовать догматической – ведь норма схожая с парадигмой и держащаяся веками весьма совпадает с догмой.

Имре Лакатос считает себя продолжателем попперовской теории фальсификационизма. Правда, Поппер, начав с догматической трактовки фальсификационизма, буквалистски излагая принцип фальсификации, намного позже пришел к более утонченной его модели.

Свой взгляд в философии науки Лакатос прямо называет «утонченным фальсификационизмом». У К. Поппера новая теория заменяет прежнюю фальсифицированную, чтобы рано или поздно и ее саму достигла фальсификация. И случается это довольно часто. По мнению Лакатоса, в отличие от статичности подхода Т. Куна у К. Поппера преувеличены предположения о динамике научного процесса, где идет регулярная смена теорий. Свою позицию Имре Лакотос излагает как «методологию научно- исследовательских программ»: «Эти программы являются величайшими научными достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем, при этом научные революции состоят в том, что одна исследовательская программа (прогрессивно) вытесняет другую» [5].Именно борьба таких программ является основной единицей научного прогресса, а не отдельные теории или комплекс теорий.

В каждой научно-исследовательской программе имеются несколько теорий. Научно-исследовательская программа всегда имеет конвенционально принятое «твердое ядро» (основополагающие принципы), которое вытекает из теории в теории в рамках этой программы.

К примеру, «твердое ядро» программы И. Ньютона – три закона механики и закон тяготения – находится во всех теориях, обоснованных этой программой – теории пространства и времени, теории света, астрономической теории и т.д. Но кроме «твердого ядра» программа имеет «положительную эвристику», которая заключает в себя «защитный пояс вспомогательных гипотез». «Положительная эвристика» указывает выбор проблем для научно-исследовательских программ и умеет гибко реагировать на конфликт с эмпирическими затруднениями и аномалиями, решая или избегая их, даже частично разрушаясь или меняясь, они не разрывают своей связи с «твердым ядром». Разрушение «твердого ядра» считает обязательством создания новой программы, с большим объемом эмпирического материала [6].

Лакатос изучал науку с точки зрения её истории, которая является конкуренцией и заменой научно-исследовательских программ. Исследователь призван считать наличие разных программ, уметь их аналогизировать, а если он сосредотачивается на одной программе, или хуже того – на одной теории, то есть опасность её абсолютизации как единственно истинной, что ведет к догматическому тупику.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: