Научно-исследовательская программа

 

«Научно-исследовательская программа» — является основой термина концепции науки, которую продвигал Лакатос. Эта программа, как он считает, является одной из основных единиц процесса эволюции научного знания. Научно-исследовательская программа включает в себя теории, которые постепенно сменяются друг другом, они объединяются в систему фундаментальных положений и методологических идей. Научную теорию необходимо оцениваться вместе с ее дополнительными гипотезами, исходными условиями, а главное, вместе с предшествующими ей теориями. Грубо говоря, предметом методологического анализа является не одна гипотеза или теория, а группа теорий, т. е. некий вид развития.

Ядро, которое выделяется в этой программе, основывается на принципе либо законе и «защищено поясом», которым ядро окружается, если возникает эмпирические затруднения (если обнаруживаются противоречащие данные, закон Ньютона не опровергается, а создаются дополнительные теории, которые развивают этот закон). Теория никогда не будет фальсифицирована, она может только заменяться другой, более рациональной. Исследовательская программа должна быть либо прогрессирующая (в случае если ее теоретический рост превосходит эмпирический рост, выполняя прогностические функции), либо регрессирующая (в случае если развитие теории отстает от эмпирического роста; если первая программа замещается второй). По теории Лакатоса через деятельность ученого выступает некий глобальный надличностный процесс, в котором не выявляется его природа. Лакатос задумывался как осуществляется выбор программ в истории развитии науки, если мы сами не способны сделать этот выбор?

Используя свой метод, главной целью философа было показать то, что любая методологическая концепция действует как историографическая (или метаисторическая) теория (или исследовательская программа) и может быть представлена критике при помощи критического анализа той рациональной исторической реконструкции, которую она представляет.

При осуществлении настоящей задачи реализовалась главная идея теории Лакатоса. Она, как говорил он, «заключается в том, что его «методология» отличается от прежних значений тем, что лишь оценивает уже совсем сформированные теории (или исследовательские программы) и не будет выдвигать средства ни для того чтобы вырабатывать хорошие теории, и даже не для того чтобы выбирать между нескольких конкурирующих программ. Мои «методологические правила» подтверждают целесообразное признание эйнштейновской теории, хотя они не убеждают ученых работать с исследовательской программой Эйнштейна, а не Ньютона». Этим идея Лакатоса только лишь может оценить ряд теорий (исследовательские программы) в их сложившимся «готовом» виде, но, к сожалению, не сам процесс их формирования и совершенства. Понимание этого механизма «остается в тени», оно не представляется предметом определенного анализа. Прежде всего критерии оценки влияют на результат, а не на рост развития научного знания. Лакатос обращает внимание на то, что история науки без философии науки «слепа» и она должна следовать эвристической проработки.

Согласно Лакатосу, основа программы включает в себя то, что каждая научно-исследовательская программа, как ряд определенных теорий, состоит из:

1. «жесткое ядро» — система, которая состоит из ряда фундаментальных, частнонаучных и онтологических допущений, и которая сохраняет все теории данной программы;

2. «защитный пояс», состоит из гипотез, которые обеспечивают сохранность «жесткого ядра» от оспаривания; он может быть преобразованный, полностью либо частично или замещен при противоречии с контрпримерами;

3. нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывают наиболее высокоперспективные пути, которые в будущем помогут исследовать («положительную эвристику»).

Описывая научную-исследовательскую программу, Лакатос указывает на особенности:

1. соревнование;

2. уникальность — они могут использоваться как и в этике, так и в эстетике;

3. прогностическая функция: определяет каждый шаг программы, который ведет к повышению значения, к «теоретическому сдвигу проблем»;

4. главными этапами в развитии программы является прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения».

Научная революция является замена старой программы на новую. Новая программа объясняет то что не смогла объяснить старая.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: