Развитие грудных желез и становление лактации

Министерство здравоохранения Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

Медицинский колледж «Монада»

 

 

Профессиональная деятельность фельдшера в организации вскармливания детей первого года жизни

 

Выполнила: студентка

специальности 31.02.01

Дидковская Елизавета

Научный руководитель:

преподаватель

Дударенко Галина Анатольевна

__________________________

(личная подпись)

«__»________20__г.

Евпатория, 2020

 

 

Содержание

Введение                                                                                                        3

Глава 1 Питание детей первого года жизни                                                   4

1.1 Развитие грудных желез и становление лактации.                               4

1.2 Возможные противопоказания к грудному вскармливанию                  7

1.3 Разновидности грудного вскармливания                                              9

1.4 Оценка питания на естественном вскармливании                                  10

1.5 Способы расчета питания                                                                       12

1.6 Прикорм                                                                                               15

1.7 Искусственное вскармливание                                                                  21

1.8 Лечебное питание детей с пищевой аллергией22

1.9 Вскармливание недоношенных детей 26

Заключение                                                                                                        29

Список использованных источников                                                        30

 

 


 

 

Ведение

Актуальность темы. Вскармливание детей грудного возраста считается одним из сложных разделов педиатрии. Первый год жизни ребенка характеризуется быстрыми темпами роста и развития, в связи с чем проблема питания детей этого возраста является чрезвычайно актуальной. Современная теория рационального питания предусматривает поступление в организм не только достаточных количеств пищевых веществ, но их определенный качественный состав, соответствующий адаптационным возможностям ребенка, физиологическим особенностям желудочно-кишечного тракта, уровню обменных процессов.

Известно, что характер вскармливания ребенка является важным фактором, способствующим реализации генетического потенциала морфологического и функционального развития как на ранних этапах, так в последующие периоды жизни.

Нерациональное питание в раннем возрасте приводит к нарушению обменных процессов и может стать причиной развития в последующем таких заболеваний как ранний атеросклероз, гипертония, ожирение, сахарный диабет, анемия, пищевая аллергия и др.

Цель. Организация вскармливания детей первого года жизни.

 

 


Развитие грудных желез и становление лактации.

1.  Маммогенез – в первые 2-3 мес беременности уменьшается интерстициальная ткань, а паренхиматозная – гипертрофируется. Под влиянием прогестерона происходит увеличение альвеол; под влиянием эстрогена – удлинение и разветвление протоков молочных ходов и синусов.

2. 2. Лактогенез (секреция молока)– под влиянием пролактина (гормон передней доли гипофиза) клетки альвеол выделяют молоко. Пролактин: активизируется только после кормления; интенсивный синтез его происходит только ночью; готовит следующее кормление.

3. 3. Галактопоэз (накопление, продукция молока). Под действием гормона задней доли гипофиза – окситоцина молоко движется в протоки, затем в молочные синусы, где накапливается.

Окситоцин работает до, во время, и после кормления; действуя на мышцы заставляет молоко выделяться. Лактацию определяют кортизол, инсулин, гормоны роста, АКТГ.

Рефлекс окситоцина предельно важен для грудного вскармливания. Некоторые признаки активного рефлекса окситоцина:

- покалывание и сжатие в молочных железах до кормления или во время кормления;

- выделение молока из молочных желез, когда мать думает о ребенке, слышит его плач;

- выделение молока из одной груди, когда ребенок сосет другую и пр.

Для хорошей лактации мать должна быть спокойна, уверена – это усиливает рефлекс окситоцина. Когда ребенок сосет грудь, сенсорные импульсы от соска поступают в гипоталамус, гипофиз, увеличивается синтез и пролактина и окситоцина.

Поэтому при гипогалактии (уменьшении секреции молока) единственный способ борьбы – частое прикладывание к груди. Опорожнение ацинусов стимулирует секрецию следующей порции молока. В грудном молоке содержатся вещества, сдерживающие выработку молока. Если в груди остается много молока, ингибитор блокирует дальнейшую секрецию его железистыми клетками. Этот механизм предохраняет железы от чрезмерного наполнения. Соответственно, если молоко удаляется, уходит и ингибитор. Молоко вновь начинает вырабатываться. Если ребенок не высосал все молоко из груди, молоко обязательно сцеживают.

4.  Фаза автоматизма – после родов на лактацию рефлекторно влияет акт сосания.

Для становления и поддержания лактации важно:

• раннее прикладывание к груди матери (в родильном доме с целью становления достаточной по объему и продолжительности лактации здоровый новорожденный ребенок должен выкладываться на грудь матери в первые 30 мин после не осложненных родов на срок не менее, чем 30 мин). Это способствует включению механизмов секреции молока, выбросу окситоцина (уменьшает вероятность кровотечения у матери), успокаивает мать, обеспечивает новорожденного материнской микрофлорой.

• совместное пребывание матери и ребенка в палате;

• режим свободного, а не регламентированного (по часам) вскармливания; Частота прикладывания может составлять 15, 20 и более; постепенно требования в кормлении уменьшается до 5-6 раз в сутки. В дальнейшем ожидаемый ритм кормлений: до 2 - 7 раз, через 3 часа + ночной перерыв 6 час; на 3 мес - 6 раз через 3,5 часа + ночной перерыв-6,5 часов; с 4-5мес - 4 раза через 5 часов + ночной перерыв - 8 часов.

• Прикладывание к груди – по любому знаку голода.

• ночное кормление грудью.

Признаки хорошей лактации:

- цилиндрическая форма молочной железы;

- выраженная пигментация ареолы;

- температура кожи под молочной железой на 0.5-1,0˚С выше, чем под мышкой;

- выражена венозная сеть;

- после кормления молоко вытекает не каплями, а струйками.

Задача фельдшера объяснить правила естественного вскармливания:

1.  Перед кормление помыть грудь (не каждый раз);

2. Кормление в удобном сидячем состоянии; тело ребенка должно быть прижато к телу матери, лицо к груди; тело и голова ребенка находятся в одной плоскости;

3.  При каждом кормлении прикладывать только к одной груди, чередуя;

4. Вначале сцедить несколько струек молока, затем прикладывать; захват не только соска, но и большей части ареолы, плотно прижат подбородок ребенка к груди; рот открыт, нижняя губа вывернута наружу;

5.  После кормления необходимо сцеживать молоко; вытереть молочную железу;

6. Продолжительность кормления средняя – 20-30 мин (помнить о: ленивых, проворных сосунах; молоко отличается по качеству в начале и в конце кормления);

7.  Если ребенок не хочет есть → молоко сцедить;

8.  Степень лактации определять по контрольному вскармливанию. Раннее прикладывание к груди и «свободное вскармливание» - ключевые факторы полноценной лактации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: