1. Изготовление заготовок деталей машин производится:
а) литьем металлов различными способами: в земляные формы, в металлические формы (коккили), центробежным способом, под давлением, по выплавляемым моделям (прецизионное литье), в оболочковые (корковые) формы, методом вакуумного всасывания (литье цветных сплавов);
б) обработка металлов давлением (пластическим деформированием), ковкой, штамповкой (горячей и холодной), прессованием (выдавливанием), прокаткой, волочением;
в) литьем из пластмасс;
г) штамповкой пластмасс;
д) прессовкой из металлических порошков.
2. Обработка заготовок деталей машин механическими способами:
а) снятием стружки;
б) пластическим деформированием (без снятия стружки) – уплотнение металла: обкатывание и раскатывание роликами; продавливание – калибрование отверстий шариком или оправкой; накатывание (получение рифленой поверхности);
в) холодной правкой металлических деталей;
г) дробеструйной обработкой металлических деталей (термически обработанные детали подвергают в специальных установках ударному воздействию потока стальной или чугунной дроби; при этом поверхностный слой обрабатываемой детали пластически деформируется – наклепывается, его твердость и прочность повышаются;
|
|
д) пластическим деформированием пластмасс.
3. Химико-механическая обработка:
а) доводка (притирка) притирами, изготовленными из чугуна, меди, латуни и скаржированными мелкозернистыми абразивными порошками;
б) полирование мягкими кругами (сукно, бязь, войлок, кожа) с помощью полированных паст, химически воздействующих на обрабатываемый материал;
в) обработка (затачивание и доводка) твердосплавного инструмента в растворе сернокислой меди с помощью абразивного порошка и металлического круга.
4. Электрохимическая обработка осуществляется с применением электроэнергии в форме электролиза.
5. Термическая обработка: закалка, нормализация, высокий отпуск, улучшение применяется на начальной, промежуточной и конечной стадиях технологического процесса.
6. Химико-термическая обработка металлических деталей применяется с целью улучшить физико-механические и механические свойства деталей путем изменения химического состава поверхностного слоя металла.
7. Старение заготовок деталей приводит структуру отливки в состояние равновесия, освобождает заготовку от внутренних напряжений, бывает естественное и искусственное.
8. Электроискровой метод.
9. Анодно-механический метод.
10. Ультразвуковой метод.
11. Покрытие металлами и сплавами поверхностей деталей.
12. Сварка металлов подразделяется на химическую (газовая, термическая и др.) и электрохимическую (электродуговая, контактная).
|
|
13. Балансировка деталей.
14. Очистка, промывка и покрытие деталей смазкой.
Литература: [7, с. 26-30]; [4, с. 182-183, с. 196-212]; [2, с. 79-81].
Технологичность конструкций машины и деталей
Один из факторов, существенно влияющих на характер технологических процессов, является технологичность конструкции машины и составляющих ее деталей. При конструировании машины в целом и отдельных ее деталей необходимо достичь удовлетворения не только эксплуатационных требований к машине, но также требований наиболее рационального и экономического изготовления машины. Таким образом, под технологичностью понимается удобство изготовления деталей, их сборки, эксплуатации и ремонта машины. Технологичность – понятие относительное, зависит от формы, размера, материала, технологических условий на готовую деталь, размера производственной программы, вида заготовки, характера использования оборудования и т.д.
Основными критериями оценки технологичности конструкции являются трудоемкость и себестоимость ее изготовления, т.е. чем меньше трудоемкость и себестоимость изготовления машины, тем она более технологична.
Технологичная конструкция машины и деталей должна предусматривать:
а) максимально широкое использование унифицированных узлов, стандартизованных и нормализованных деталей;
б) возможно меньшее количество деталей оригинальной, сложной конструкции и различных наименований и возможно большую повторность одноименных деталей;
в) создание деталей наиболее рациональной формы с легкодоступными для обработки поверхностями и достаточной жесткостью с целью уменьшения трудоемкости и себестоимости механической обработки деталей и изготовления всей машины (необходимая жесткость деталей позволяет их обрабатывать на станках с наиболее производительными режимами резания);
г) наличие на деталях удобных базирующих поверхностей или возможность создания вспомогательных (технологических) баз в виде бобышек, поясков и т.д.
д) наиболее рациональный способ получения заготовок для деталей (отливок, штамповок, из проката) с размерами и формами, возможно более близкими к готовым деталям, т.е. обеспечивающими наиболее высокий коэффициент использования материала и наименьшую трудоемкость механической обработки;
е) полное устранение или возможно меньшее применение слесарно-пригоночных работ при сборке путем изготовления взаимозаменяемых деталей, применения деталей-компенсаторов и механизации сборочных работ;
з) упрощение сборки и возможность выполнения параллельной во времени и пространстве сборки отдельных узлов машины.
Примеры нетехнологичных и технологичных конструкций представлены на рис. 6, 7, 8 и 9 [7, с. 32-39].
Литература: [2, с. 69-75]; [3, с. 24-46]; [4, с. 160-182]; [5, с. 34-42].
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Дайте понятие производственного и технологического процессов в машиностроении.
2. Опишите структуру технологического процесса.
3. Дайте понятие «технологической операции».
4. Что называют темпом выпуска?
5. Что такое коэффициент серийности?
6. Что понимают под технологичностью конструкции изделий; показатели её определяющие?
Тесты по теме: