Виды обработки деталей

1. Изготовление заготовок деталей машин производится:

а) литьем металлов различными способами: в земляные формы, в металлические формы (коккили), центробежным способом, под давлением, по выплавляемым моделям (прецизионное литье), в оболочковые (корковые) формы, методом вакуумного всасывания (литье цветных сплавов);

б) обработка металлов давлением (пластическим деформированием), ковкой, штамповкой (горячей и холодной), прессованием (выдавливанием), прокаткой, волочением;

в) литьем из пластмасс;

г) штамповкой пластмасс;

д) прессовкой из металлических порошков.

2. Обработка заготовок деталей машин механическими способами:

а) снятием стружки;

б) пластическим деформированием (без снятия стружки) – уплотнение металла: обкатывание и раскатывание роликами; продавливание – калибрование отверстий шариком или оправкой; накатывание (получение рифленой поверхности);

в) холодной правкой металлических деталей;

г) дробеструйной обработкой металлических деталей (термически обработанные детали подвергают в специальных установках ударному воздействию потока стальной или чугунной дроби; при этом поверхностный слой обрабатываемой детали пластически деформируется – наклепывается, его твердость и прочность повышаются;

д) пластическим деформированием пластмасс.

3. Химико-механическая обработка:

а) доводка (притирка) притирами, изготовленными из чугуна, меди, латуни и скаржированными мелкозернистыми абразивными порошками;

б) полирование мягкими кругами (сукно, бязь, войлок, кожа) с помощью полированных паст, химически воздействующих на обрабатываемый материал;

в) обработка (затачивание и доводка) твердосплавного инструмента в растворе сернокислой меди с помощью абразивного порошка и металлического круга.

4. Электрохимическая обработка осуществляется с применением электроэнергии в форме электролиза.

5. Термическая обработка: закалка, нормализация, высокий отпуск, улучшение применяется на начальной, промежуточной и конечной стадиях технологического процесса.

6. Химико-термическая обработка металлических деталей применяется с целью улучшить физико-механические и механические свойства деталей путем изменения химического состава поверхностного слоя металла.

7. Старение заготовок деталей приводит структуру отливки в состояние равновесия, освобождает заготовку от внутренних напряжений, бывает естественное и искусственное.

8. Электроискровой метод.

9. Анодно-механический метод.

10. Ультразвуковой метод.

11. Покрытие металлами и сплавами поверхностей деталей.

12. Сварка металлов подразделяется на химическую (газовая, термическая и др.) и электрохимическую (электродуговая, контактная).

13. Балансировка деталей.

14. Очистка, промывка и покрытие деталей смазкой.

Литература: [7, с. 26-30]; [4, с. 182-183, с. 196-212]; [2, с. 79-81].

Технологичность конструкций машины и деталей

 

Один из факторов, существенно влияющих на характер технологических процессов, является технологичность конструкции машины и составляющих ее деталей. При конструировании машины в целом и отдельных ее деталей необходимо достичь удовлетворения не только эксплуатационных требований к машине, но также требований наиболее рационального и экономического изготовления машины. Таким образом, под технологичностью понимается удобство изготовления деталей, их сборки, эксплуатации и ремонта машины. Технологичность – понятие относительное, зависит от формы, размера, материала, технологических условий на готовую деталь, размера производственной программы, вида заготовки, характера использования оборудования и т.д.

Основными критериями оценки технологичности конструкции являются трудоемкость и себестоимость ее изготовления, т.е. чем меньше трудоемкость и себестоимость изготовления машины, тем она более технологична.

Технологичная конструкция машины и деталей должна предусматривать:

а) максимально широкое использование унифицированных узлов, стандартизованных и нормализованных деталей;

б) возможно меньшее количество деталей оригинальной, сложной конструкции и различных наименований и возможно большую повторность одноименных деталей;

в) создание деталей наиболее рациональной формы с легкодоступными для обработки поверхностями и достаточной жесткостью с целью уменьшения трудоемкости и себестоимости механической обработки деталей и изготовления всей машины (необходимая жесткость деталей позволяет их обрабатывать на станках с наиболее производительными режимами резания);

г) наличие на деталях удобных базирующих поверхностей или возможность создания вспомогательных (технологических) баз в виде бобышек, поясков и т.д.

д) наиболее рациональный способ получения заготовок для деталей (отливок, штамповок, из проката) с размерами и формами, возможно более близкими к готовым деталям, т.е. обеспечивающими наиболее высокий коэффициент использования материала и наименьшую трудоемкость механической обработки;

е) полное устранение или возможно меньшее применение слесарно-пригоночных работ при сборке путем изготовления взаимозаменяемых деталей, применения деталей-компенсаторов и механизации сборочных работ;

з) упрощение сборки и возможность выполнения параллельной во времени и пространстве сборки отдельных узлов машины.

Примеры нетехнологичных и технологичных конструкций представлены на рис. 6, 7, 8 и 9 [7, с. 32-39].

Литература: [2, с. 69-75]; [3, с. 24-46]; [4, с. 160-182]; [5, с. 34-42].

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Дайте понятие производственного и технологического процессов в машиностроении.

2. Опишите структуру технологического процесса.

3. Дайте понятие «технологической операции».

4. Что называют темпом выпуска?

5. Что такое коэффициент серийности?

6. Что понимают под технологичностью конструкции изделий; показатели её определяющие?

Тесты по теме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: