Мингалиева Камилла Маратовна
Руководитель:
преподаватель
Чернышева Е.Ф.
Пермь
2020
Введение
Тема моей курсовой работы – «Культурно-творческая деятельность учреждений социальной культурной сферы».
Важность культурно-творческой деятельности учреждений социально культурной сферы в том, что они удовлетворяют и развивают культурные потребности и интересы как отдельной личности, так и социума в целом.
Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.
Клубы прочно вошли в быт людей и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры обобщения людей.
К клубным учреждениям относятся и маленькие клубы, и дома творчества, и дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие - в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.
|
|
Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.
Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.
Актуальность выбранной темы определяется по следующему принципу: каждый человек, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса обладает свободным временем, которое является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности.
Целью данной курсовой работы является исследовать и проанализировать культурно-творческую деятельность учреждений социальной культурной сферы.
Задачи моей курсовой работы:
1.Выявить специфику организации СКД.
2. Выявить особенности культурно-творческой деятельность учреждений социальной культурной сферы.
3. Выявить положительные стороны деятельности учреждений культуры и обозначить проблемы.
Объектом исследования курсовой работы является культурно-творческая деятельность учреждений социальной культурной сферы.
Предметом исследования курсовой работы являются формы и методы организации досуга.
Методологическая основа исследования: в Курсовой работе предпринята попытка объективного исследования учреждений социально культурной сферы.
Понятие и сущность социально-культурной деятельности.
|
|
Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие "социально-культурная деятельность" складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.
Социально-культурная деятельность -это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.
Культурно-досуговая деятельность - составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).
Культурная деятельность - это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.
К культурным ценностям относятся:
-нравственные и эстетические идеалы;
-нормы и образцы поведения;
-языки, диалекты, говоры;
-национальные традиции, обычаи, обряды;
-фольклор;
-художественные ремёсла и промыслы;
-произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие
историко-культурную значимость.
Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
Творческая деятельность – создание культурных ценностей.
Сферы культурной деятельности:
-выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории
и культуры;
-эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая
деятельность в сфере культуры;
-научные исследования в сфере культуры;
-занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным
искусством, декоративно-прикладным творчеством.
Социально-культурная деятельность - это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание
личности и группы в сфере досуга.
Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.
Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.
Основным государственным документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность, является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в правовом отношении "Основами законодательства Российской Федерации о культуре" от 1992 года.
В законодательстве чётко определены понятия: "культурная деятельность",
"культурные ценности", "культурные блага", "творческая деятельность", "культурное достояние", "государственная культурная политика", основные сферы деятельности государства в области культуры и раскрыто содержание основных прав граждан в области культурной деятельности.
Особенности социально-культурной деятельности:
-осуществляется в свободное время;
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;
-характеризуется многообразием видов социально-культурной деятельности.
СКД признаёт право любого человека на включение в социально-культурную деятельность.
|
|
В рамках закона рассматриваются следующие направления:
- Экономическое - вложение средств в развитие отечественной Культуры, развитие различных типов учреждений Культуры.
- Гуманитарное - определяет содержание деятельности, изучение и использование передового опыта, учёт принципов и функций, методики социально-культурной деятельности.
- Организационно-управленческое - решаются вопросы управления, руководства, прогнозирования, диагностика.
Отличительные черты социально-культурной деятельности:
-гуманистический характер;
-культурологический характер;
-развивающий характер.
Свободное время - часть внерабочего времени, за вычетом необходимого ради различных нужд, используемых человеком по собственному усмотрению.
В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное потребление, например, чтение средств массовой информации и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров, любительские занятия - личные хобби и занятия в различных объединениях.
Главной задачей организации досуга является - удовлетворение духовных
потребностей личности в сфере досуга.
Эта задача является главенствующей в деятельности различных культурно-досуговых организаций. Социальная деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе. Современные проблемы общества негативно сказываются на обществе в целом и на отдельных его представителях. Разрешение сложных жизненных проблем любой человек может найти в общественной деятельности (творчество, самовоспитание, самосовершенствование).
Главные задачи социальной деятельности:
1. Находить индивидуальный подход к людям, нуждающимся во внимании, для их жизненного самоутверждения.
2. Оказать посильную посредническую помощь между нуждающимися людьми и учреждениями, которые могут им помочь.
Досуг - осуществляется в свободное время.
Досуг - эта та часть свободного времени, которую тратит человек на удовлетворение своих духовных потребностей.
|
|
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, её расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
В рамках досуга человек занимается самореализацией, самосовершенствованием.
Результатом социально-культурной должно стать формирование всесторонней гармонически развитой личности.
Характерные черты социально-культурной деятельности:
- свобода выбора, основывающаяся на добровольности и активности;
- многообразие видов социально-культурной деятельности на основе различных интересов любых социальных групп;
- сущность социально-культурной деятельности определяется репродуктивным характером воспроизводства;
- творческий характер - это когда сам создаю, сам исполняю;
-репродуктивно-творческий элемент социально-культурной деятельности (формы ориентированные на общение людей).
Важнейшей задачей наших дней является работа по социализации личности,
т.е. включение личности в социально-культурный процесс.
Основные виды социально-культурной деятельности:
- Активный и пассивный отдых.
- Отдых, ориентируемый на развлечения, опирается на эмоциональную сферу, способствует снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального подключения.
- Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей культуры, начиная с периодических изданий, литературы, посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.
Теоретические возможности социально-культурной деятельности позволяют интересно и качественно организовать досуг на любом этапе.