Понятие и сущность социально-культурной деятельности

Мингалиева Камилла Маратовна

Руководитель:

преподаватель

Чернышева Е.Ф.

Пермь

2020

Введение

Тема моей курсовой работы  – «Культурно-творческая деятельность учреждений социальной культурной сферы».

Важность культурно-творческой деятельности учреждений социально культурной сферы в том, что они удовлетворяют и развивают культурные потребности и интересы как отдельной личности, так и социума в целом.

Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Клубы прочно вошли в быт людей и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры обобщения людей.

К клубным учреждениям относятся и маленькие клубы, и дома творчества, и дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие - в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.

Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.

Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.

Актуальность выбранной темы определяется по следующему принципу: каждый человек, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса обладает свободным временем, которое является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности.

 

Целью данной курсовой работы является исследовать и проанализировать культурно-творческую деятельность учреждений социальной культурной сферы.

Задачи моей курсовой работы:

1.Выявить специфику организации СКД.

2. Выявить особенности культурно-творческой деятельность учреждений социальной культурной сферы.

3. Выявить положительные стороны деятельности учреждений культуры и обозначить проблемы.

Объектом исследования курсовой работы является культурно-творческая деятельность учреждений социальной культурной сферы.

Предметом исследования курсовой работы являются формы и методы организации досуга.

Методологическая основа исследования: в Курсовой работе предпринята попытка объективного исследования учреждений социально культурной сферы.

 

Понятие и сущность социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие "социально-культурная деятельность" складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность -это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.

Культурно-досуговая деятельность - составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).

Культурная деятельность - это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.

К культурным ценностям относятся:

-нравственные и эстетические идеалы;

-нормы и образцы поведения;

-языки, диалекты, говоры;

-национальные традиции, обычаи, обряды;

-фольклор;

-художественные ремёсла и промыслы;

-произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие

историко-культурную значимость.

Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность – создание культурных ценностей.

Сферы культурной деятельности:

-выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории

и культуры;

-эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая

деятельность в сфере культуры;

-научные исследования в сфере культуры;

-занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным

искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Социально-культурная деятельность - это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание

личности и группы в сфере досуга.

Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.

Основным государственным документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность, является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в правовом отношении "Основами законодательства Российской Федерации о культуре" от 1992 года.

В законодательстве чётко определены понятия: "культурная деятельность",

"культурные ценности", "культурные блага", "творческая деятельность", "культурное достояние", "государственная культурная политика", основные сферы деятельности государства в области культуры и раскрыто содержание основных прав граждан в области культурной деятельности.

Особенности социально-культурной деятельности:

-осуществляется в свободное время;

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;

-характеризуется многообразием видов социально-культурной деятельности.

СКД признаёт право любого человека на включение в социально-культурную деятельность.

В рамках закона рассматриваются следующие направления:

- Экономическое - вложение средств в развитие отечественной Культуры, развитие различных типов учреждений Культуры.

- Гуманитарное - определяет содержание деятельности, изучение и использование передового опыта, учёт принципов и функций, методики социально-культурной деятельности.

- Организационно-управленческое - решаются вопросы управления, руководства, прогнозирования, диагностика.

Отличительные черты социально-культурной деятельности:

-гуманистический характер;

-культурологический характер;

-развивающий характер.

Свободное время - часть внерабочего времени, за вычетом необходимого ради различных нужд, используемых человеком по собственному усмотрению.

В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное потребление, например, чтение средств массовой информации и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров, любительские занятия - личные хобби и занятия в различных объединениях.

Главной задачей организации досуга является - удовлетворение духовных

потребностей личности в сфере досуга.

Эта задача является главенствующей в деятельности различных культурно-досуговых организаций. Социальная деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе. Современные проблемы общества негативно сказываются на обществе в целом и на отдельных его представителях. Разрешение сложных жизненных проблем любой человек может найти в общественной деятельности (творчество, самовоспитание, самосовершенствование).

Главные задачи социальной деятельности:

1. Находить индивидуальный подход к людям, нуждающимся во внимании, для их жизненного самоутверждения.

2. Оказать посильную посредническую помощь между нуждающимися людьми и учреждениями, которые могут им помочь.

Досуг - осуществляется в свободное время.

Досуг - эта та часть свободного времени, которую тратит человек на удовлетворение своих духовных потребностей.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, её расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

В рамках досуга человек занимается самореализацией, самосовершенствованием.

Результатом социально-культурной должно стать формирование всесторонней гармонически развитой личности.

Характерные черты социально-культурной деятельности:

- свобода выбора, основывающаяся на добровольности и активности;

- многообразие видов социально-культурной деятельности на основе различных интересов любых социальных групп;

- сущность социально-культурной деятельности определяется репродуктивным характером воспроизводства;

- творческий характер - это когда сам создаю, сам исполняю;

-репродуктивно-творческий элемент социально-культурной деятельности (формы ориентированные на общение людей).

Важнейшей задачей наших дней является работа по социализации личности,

т.е. включение личности в социально-культурный процесс.

Основные виды социально-культурной деятельности:

- Активный и пассивный отдых.

- Отдых, ориентируемый на развлечения, опирается на эмоциональную сферу, способствует снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального подключения.

- Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей культуры, начиная с периодических изданий, литературы, посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.

Теоретические возможности социально-культурной деятельности позволяют интересно и качественно организовать досуг на любом этапе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: