История Москвы с XII до XV веков

ВВЕДЕНИЕ

         Культура Москвы зародилась ещё в XII веке и развивается в наши дни. Однако одним из важнейших этапов культурного развития Москвы является XIV и XV века. Так как это время возвышения Москвы, как центра Руси, так и центра культурного влияния.

Значимость и актуальность разбора данной темы заключается в том, что культура нашей столицы всё ещё не изучена до конца и продолжение исследований по теме “Культура Москвы XIV – XV веков” помогут лучше узнать историю и культуру нашей столицы.

В наше время в Москве происходит множество реконструкций и строительных работ, но перед тем как начать работы, данную территорию исследуют археологи. Благодаря этому учёные находят множество находок, которые помогают глубже понять, что было в Москве в те времена. Тем самым культура и история Москвы становится всё шире и шире.

В рамках данной темы объектом исследования выступает – культура Москвы XIV – XV веков.

Предметом исследования выступает – особенности культуры Москвы XIV – XV веков.

Целью исследования данной курсовой работы в рамках данной темы является анализ культуры Москвы во временных рамках XIV и XV века. Для достижения вышеизложенной цели нужно решить некоторые задачи:

1. Изучить и исследовать историческую литературу по теме;

2. Исследовать и выявить основные понятия, качающиеся проблемы данного исследования: исторический процесс, культурный процесс;

3. Изучить культурное возвышение Москвы (XIV – XV веков) и исследовать данный процесс на непосредственное влияние на развитие Москвы;

4. Охарактеризовать основные направления культуры Москвы (XIV – XV веков);

5. Описать основные виды культурных промыслов в Москве (XIV – XV веков);

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

        

        

     


 


ГЛАВА I. ИСТОРИЯ МОСКВЫ И ЕЁ КУЛЬТУРЫ

Понятие культуры. Смыслы и определения

 

         Для разбора данной темы курсовой работы, автор предлагает начать работу с исследования понятия “культура”. Определить её смысл и определения.

    Термин “культура” происходит от латинского слова “cultura”, которое чаще всего имеет определение как “обработка”, “возделывание”, “уход”. У древних римлян, в их языке это слово было тесно связано со сферой производства.

    При этом следует отметить, что слово “cultura” берет своё начало от глагола “colo”, которое имеет огромное количество значений, связанных не только со сферой производства (“возделывать”, ”взращивать” и другие), а так же и с созидательной и духовно-нравственной деятельностью людей (“украшать”, “заботиться” и другие).

    Ещё в I веке до нашей эры, впервые Цицерон применил определение “культура” к человеку. Цицерон соединил ”культуру” с такими процессами как душевной и умственной деятельностью людей. В своих сочинениях он писал такое словосочетание как “cultura animi”, то есть буквально “возделывание души”. Вследствие чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека. И к этому всему, признаком культурного человека считалось его непринуждённое ограничение себя в чём то, а так же подчинение различным нормам, таким как правовым, моральным, религиозным и другим. Данное понятие внедрилось и на общество в целом. Так ким образом было сформировано классическое понимание культуры, такое как воспитание и обучение человека.

    А задачу воспитания души человека Цицерон возлагал на философию. Он говорил: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай»

    Из выше сказанного, можно сказать, что термин “культура” имеет несколько основных значений:

· Производство и творчество, обработка земли и её возделывание;

· Воспитание, образование и развитие.

Нередко в широком смысле под термином “культура” понимаются все достижения человечества и всё созданное человеком. Тем самым культура предстает как “вторая природа”, которая была сотворена самим человеком, создающая собственный человеческий мир, в отличие от дикой природы.

В таком случае культуру обычно подразделяют на духовную и материальную культуру. Данное разделение восходят к Цицерону, который первый отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, присутствует так же культура, которая означает “возделывание души”.

    Материальная культура, прежде всего охватывает сферы материального производства и её продукты – технологии, технику, предметы быта, здания, дороги, транспорт, одежду и так далее.

    Духовная культура имеет в себе сферу духовного производства и его результаты – философию, мораль, религию, искусство, науку и так далее. Так же внутри духовной культуры зачастую специально выделяют художественную культуру, которая содержит в себе произведения искусства и литературы. Однако наука, в свою очередь может рассматриваться в качестве основы интеллектуальной культуры.

    Однако материальная и духовная культура имеет в себе глубокое единство, так как они обе являются результатом деятельности человека, у начала которой, в конечном счете, имеются истоки духовности – проекты, идеи и замыслы людей, которые они воплощают в материальную форму. Материальная форма нужна не только для технических сооружений, но и для произведений искусства – скульптурного, литературного, живописного и так далее.

    Однако между материальной и духовной культурой имеются существенно видимые различия, в художественном произведение во главе стоит не материальная оболочка. Но всё же в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить духовное содержание и признаки духовности.

 

 

История Москвы с XII до XV веков

 

    Для того чтобы начать углубляться в тему курсовой работы “Культура Москвы XIV - XV веков”, нужно заглянуть в самое начало будущей Москвы.

    Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. Данное упоминание находится в Ипатьевской летописи, где говорится про приглашение князя Святослава Северского в Москву от суздальского князя Юрия Долгорукого. «Приди ко мне, брате, в Москов», — с такими словами, сбереженными Ипатьевской летописью, обратился суздальский князь Юрий Долгорукий к князю Святославу.

    Всё же возраст Москвы точно не известен. В начале XII века Москва впервые становится центром княжества. Во время нашествия татаро-монгол, в 1238 году на Русь, Москва испытала первый налёт врага, Москва была сожжена и разграблена, а так же враги взяли в плен князя Владимира Юрьевича и впоследствии он был убит. В летописях можно увидеть так же и про значения и размеры города, в летописи упоминается о Москве “церкви, монастыри, села ”.

    Первым Московским князем принято считать младшего сына Александра Невского, Даниила Александровича. Именно он основал династию московских князей, а позже всей Руси вплоть до конца 16 века.

    Возвышение Москвы в начале XIV века непосредственно связано с татаро-монголами и их правление на Руси. Юрий Данилович был первым московским князем, который получил ярлык на великое княжение владимирское.

    Вскоре в 1325 году, митрополит киевский и всея Руси Петр, перенёс из Владимира в Москву, свою резиденцию. Вследствие чего Москва стала одним из основных центров православия.

    В 1325-1340 года, при Иване Калите, в Москве началась крупная застройка Москвы, так же стали появляться каменные постройки (до этого Москва была полностью деревянная). Так же в 1339 году был укреплён Московский Кремль, его обнесли дубовыми стенами и башнями.

    Впоследствии пожара 1365 года[1] князь Дмитрий Донской вместе с боярами решил обнести Кремль белокаменными стенами. После чего Москву начали называть Белокаменной.

    Во Времена правления Дмитрия Донского Москва играла роль объединителя Руси, в борьбе против татаро-монгол. После победы в 1380 года на Куликовской битве, в 1382 году Москва была обманом захвачена, а затем разграблена и сожжена ханом Тохтамышем. Но вскоре после нападения город был восстановлен.

    Во второй четверти XV века в Москве так же происходили разрушительные и беспокойные события. Произошла большая феодальная война, откуда победителем вышел князь Василий Васильевич Тёмный. Так же в данное время выросло значение Москвы как религиозного центра, из-за таких событий как Флорентийской унии (1439 год), падения Константинополя (1453 год) и учреждение Московской патриархии (1589 год).

    В завершение этой части можно отметить, что в XV веке в состав Москвы входили Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город. Так же в те годы Москва часто подвергалась пожарам.

    Разбор и углубление в историю Москвы и Московского княжества, вскоре поможет нам понять и полностью раскрыть данную тему.

Культура Москвы

 

    Политический успех Москвы способствовал её стремительному становлению как крупного культурного и городского центра Северо-Восточной Руси. Результаты расчётливой и мудрой политики московского князя Ивана Калиты, были видны уже в ближайшее время. В тот момент, когда другие города Руси были подвержены вражеским нашествиям и притеснениям, Москва возвышалась и росла под охраной ханами и заботами своего князя. Так же получение Иваном Калитой ярлыка для княжения и перенос в Москву русской митрополии послужили её развитию как одного из крупных культурных центров Руси.

    Московский князь Иван Данилович Калита один из первых кто принял решение об идеологическом основании своей политики. При князе Иване Калите активно велось каменное строительство, так же при нём зарождается московское летописание, на страницах летописях отображалась не только княжеская и общероссийская хроника, но так же отмечаются события общерусского значения.

    При Иване Калите в Москве появились и свои первые святыни. Умерший и захороненный в Успенском соборе митрополит Пётр был вскоре канонизирован. Так же трудам приемника Петра митрополита Феогноста, канонизация Москвы была утверждена и патриархом из Константинополя.

    В правление московского князя так же утверждались и выделялись права на наследие столичных городов, такие как Киев и Владимир. Видимым тому примером являлось строительство кафедрального по своему статусу московского Успенского Собора, в его строительстве принимал участие сам митрополит Петр. Так же во времена Ивана Калиты была написана и первая редакция “Жития митрополита Петра”, которая дошла до нас уже в поздних обработках.

    Значительное значение развития культуры не только Москвы, но и всей Руси имели древние традиционные контакты с Южными славянами и Византией. Склонившаяся к упадку Византийская империя проходила тогда этап своего культурного Возрождения. Московская митрополичья кафедра притягивала к себе и содействовала распространению новых веяний в искусстве и литературе.

    Московский князь Иван Калита так же боролся с разбойниками и разбоями и “налаживал” Русскую землю. Можно считать, что на законодательную деятельность князя широко повлияло византийское право. Например, уже с XIV века применялся земледельческий закон, который действовал в Византии. Будущими результатами деятельности Ивана Калиты был большой вклад, Москвы в культуру Руси. И уже ближайшие наследники Ивана Калиты пожинали итоги его трудов.

    Вскоре под влиянием законодательного зарождения Ивана Калиты, а так же при участии церкви в жизни общества возникают важные изменения. Начиная со второй половины XIV века в Москве и других городах Руси улавливается процесс смягчения нравов, а так же осуждение обществом таких пороков как обжорство, пьянство, невежество и так далее. А с другой стороны поощряются и ценятся такие качества как верность, дружба, сочувствие и так далее.

    Так же в XIV и далее в XV веке появляется и вырабатывается особое отношение к окружающему миру – природе, животным, любование природными явлениями (закат, восход). Жители города стали чётко видеть различие в жизни в городе и за его границей. Тем самым состоятельные люди XIV века на лето покидали город и отдыхали внегородских стен.

    В XIV – XV века проходит процесс стабилизации семейного быта. Начиная с московского князя Ивана Калиты, князья пишут духовные грамоты, в которых чётко и полно обговариваются обязанности, права и так далее. В XIV веке закрепляется важное положение права как передача наследства старшему сыну. Так же люди стали отмечать годовщины браков и дни рождения детей, а например такое событие как свадьба могло выходить за пределы семьи.

    Так же люди начали уделять внимание внешней красоте. Девушки начали пользоваться румянами, белилами, а так же косметическими ножницами. Жители города, особенно состоятельные люди, старались следить и следовать за модой. В то время важными атрибутами одеяний были меха. Верхняя одежда XIV – XV веков была обширной и короткой. Женские платья носили подпоясавшись, так как встречать гостя в одеянии без пояса тогда было неприлично. Пояс для мужчин был одним из важных показателей своего социального положения. Пояса знатных людей был украшен драгоценными камнями и передавался по наследству.

    Другими становились и знания о науке. Например, большое удивление народа вызвало событие 1403 года, когда в Московском Кремле появились часы. Вскоре секрет механизма Кремлевских часов был раскрыт и был описан в летописях. Для жителей Москвы данное событие стало очень важным, так как время начали измерять в часах. Так же в XV веке склонялись к тому, что Земля круглая и находится в центре Вселенной. Начали давать научные обоснования и определения природным явлениям. Обширно стали применяться знания прикладных наук, таких как, например, математика (торговля и денежное дело), химии (производство краски) и другие. В те времена значительно возросла медицина. В XIV – XV века получают широкую популярность лечебные книги и “Травники”, в которых описаны болезни и рекомендации по их лечению.

XIV и XV века подчеркнуты глубоким внедрением христианства в слои народной жизни. Москву стали окружать монастыри. Монастырская реформа XIV века, привела к стремительной замене келиотских монастырей на общежитейные, более демократичные. Келиотские монастыри более подходили для знати и для отдыха загородом. В них имелось собственное имущество и жизнь проходила по кельям. А общежитейные же, с общежитейными правилами и уставами, изначально предполагали общий труд и собственность. Общежитийный устав с его жёсткими рамками жизни вскоре распространяется от центра и по всей Северо-Восточной Руси.

Не глядя на влияние христианской церкви, жизнь во многих аспектах длилась по-прежнему. Запреты церкви не могли отбить желание у населения как обращаться к волхвам и ворожеям, напиваться и горланить “бесовские” песни. Но все же большая часть всего этого происходила в деревнях, люди слушали и пели под гусли, играли на дудках, так же частыми гостями на праздниках были скоморохи. Ещё среди досуга были игры в кости и шахматы. Так же к запретам церкви относились и охота с использованием хищных птиц, например, ястребов. Ещё излюбленным развлечением у населения были пирушки, чаще всего без повода.

Ещё одним фактором культурного подъема XIV – XV веков является – победы Руси над врагами и завоевателями, а так же ростом национального самосознания. В обществе появляются и развиваются такие определения как героизм, подвижничество, самоотверженность. Деятельность таких личностей как Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Владимир Храбрый были всем понятны и являлись примерами для подражания.

В XIV веке идёт своё развитие теории о национальном и политическом единстве Руси, которая заменит политическую идею XIII века о пассивной обороне земель Руси. Именно в Москве впервые зародилась такая мысль как национальное единство, что на основе данной мысли предполагалось объединение русских земель. Вследствие этого происходит процесс идеализации исторического прошлого. Гармоничные черты проявляются в лицах киевских князей Владимира Красное солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Данный факт отразился в летописях, повестях, народных сказаниях – былинах, где половцев захватили татары. Данный период дал больше авторских текстов и авторских имён. Особенно много их стало в XV веке, и не только из-за пожаров и воин многие тексты и имена не сохранились, просто в XIV – XV века появляется обычай подписывать сочинения в конце книги.

Однако появления новых идей и размышлений в тот период только начинали протаптывать себе дорогу и воздействовать на умы. В XIV веке люди во многом жили с мировосприятием XII века. Среди князей всё ещё виднелись и господствовали своекорыстные интересы и планы. По большей части великие князья и претенденты обладали узким кругозором в политической сфере, но всё же были исключения. А единственной соединяющей, но не объединяющей силой обладала церковь в лице её митрополитов всея Руси. А церковные иерархи ниже рангами, всё ещё тяготели к местным центрам. Можно выделить, что хорошей торговой активностью и экономическим интересом отличались купцы. Например, тверской купец Афанасий Никитин смог раздвинуть границы обыденного мира и совершил путешествие в Индию. Но всё же в городе торговцы, ремесленники и крестьяне жили в более тесном мирке, в основном не покидая города. Ведь городская стена, деревенская околица или починок являлись границей их деятельности.

Но вскоре после взлёта культуры Руси рубежа XIV – XV веков, последовал её спад, причиной, которой стала Феодальная война. Но после завершения данного события – окончился удельный период истории России. Вследствие чего Москва из княжеского града перевоплотилась в столицу единого Русского государства. Это событие стало началом нового этапа образования государственности, который сопровождался возвышением русской культуры в конце XV века.

 

                                                                                         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: