1. Основные подсистемы предприятия.
Система определяется составом ее элементов и связей между ними, характеризующих ее структуру (строение). Изучение сложившихся систем, их структур предполагает познание законов устойчивости и внутреннего движения. При этом требуется учет каждого структурообразующего элемента, свойств, обслуживающих включение его в систему для конкретного функционального использования. Эти свойства определяют место структурообразующих элементов во внутренней организации системы.
Состав элементов и связи между ними составляют основу структуры системы. Структура отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. Иначе говоря, структура – это форма организации системы, ее костяк. Вместе с тем структура системы может претерпевать определенные изменения в зависимости от факторов (причин) внутренней или внешней природы, от времени.
Вопрос о составе и структуре системы управления предприятия до сих пор остается до конца не решенным. Изучение литературы по менеджменту показывает наличие разных подходов, с разной степенью детализации структурных элементов.
|
|
Представители школы социальных систем основными системными элементами управления предприятиями считали цели, структуру, задания, технологию и кадры. Достоинством данного подхода является то, что в центре системы управления стоят цели, как исходный момент процесса управления, определяющий все остальные элементы. Вместе с тем, недостатком данного подхода к структуре системы управления является отсутствие выделения субъекта и объекта управления, а также их связи с внешней средой предприятия, что не отражает особенностей системы управления предприятием как открытой системы.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
1. Обеспечение системы управления.
Для нормального функционирования системы управления предприятием необходимо создание соответствующих обеспечивающих подсистем, которые охватывают методическое обеспечение системы управления, ресурсное обеспечение, информационное и правовое обеспечение.
Все теоретические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть изложены в соответствующих методических документах международного, государственного, муниципального уровня или на уровне предприятия. Должна быть обеспечена иерархия в методическом обеспечении системы.
Увеличение количества нормативно-методических документов, введение единых правил и терминологии, норм международного характера значительно упрощает построение каждой фирмой системы менеджмента и повышает эффективность управления ресурсами.
|
|
Ресурсное сбережение преследует цели:
- своевременное обеспечение потребностей предприятия в необходимых видах ресурсов требуемого количества и качества;
- улучшение использования ресурсов за счет повышения производительности труда, повышения фондоотдачи, сокращения длительности производственных циклов, обеспечения ритмичности процессов, сокращения оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и т. д.
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах создания и функционирования предприятия и его системы управления, принятых на государственном уровне.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
1. Моделирование управления предприятием
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Характеристика элементов модели управления.
Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о системе управления. По своей сути модель управления есть копия системы управления, обладающая ее реальными характеристиками. В зависимости от принятия критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач разрабатываются различные модели управления. В управлении оригинала еще нет, он в воображении, поэтому, опираясь на накопленный опыт, знания, интуицию надо сделать прогноз того, как в будущем должна выглядеть та или иная ситуация. Эта модель сначала создается мысленно, и под нее подстраивается действующая система управления.
Что включает в себя модель управления? Это, прежде всего базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, структура элементов и порядок их взаимодействия, организационная культура, мотивационная политика, мониторинг и контроль.
Главная задача руководителя состоит в умении выбрать подходящую для данной ситуации модель. У руководителя или управленческой команды, после того как сформировалось представление о наиболее подходящей модели, есть несколько вариантов действий:
– взять готовую модель из отечественного или зарубежного опыта, которая дала в свое время положительные результаты;
– собрать модель из блоков, которые показали себя наиболее эффективными в разных моделях управления;
– выбрать базовую модель управления, исключив из нее нежелательные и встроив новые элементы;
– создать принципиально новую модель, опираясь на новую парадигму управления.