1 Процесс диагностики систем управления.
Диагностика состояния предприятия предполагает сбор и анализ большого объема разнообразной информации с целью определения характеристик различных сторон деятельности предприятия.
Любая организация старается развиваться по запланированной траектории к определенной цели. Но в реальной жизни запланированный процесс достижения целей подвергается различным воздействиям внешней и внутренней среды, и возникают отклонения в деятельности, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние.
Для осуществления организационной диагностики, процесс функционирования рассматривается в дискретном состоянии, в котором можно выделить 3 области:
- подсистема нормального состояния;
- подсистема позитивных отклонений;
- подсистема негативных отклонений от плановых траекторий, которая вызывает кризисное состояние предприятия.
Проведение диагностического анализа наиболее удобно осуществить с помощью диагностических таблиц. По результатам анализа строится диагностический профиль организации, характеризующий различные стороны ее деятельности.
Диагностический анализ строится на основе экспертной диагностики с помощью разработанной системы бальной оценки.
На основании организационной диагностики составляется документ, который содержит оценку состояния по каждой сфере, но особенно детально должны быть выявлены причинно-следственный цепочки проблем по областям, являющимся проблемными.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13
1. Концепция жизненного цикла предприятия.
Основное назначение концепции жизненного цикла организации (ЖЦО) — объяснение изменений, которые происходят в организации с течением времени. Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой структуры.
Жизненный цикл организации — совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.
Согласно концепции жизненного цикла, вся деятельность организаций проходит ряд стадий, начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Хотя концепция жизненного цикла заимствована из биологии, следует учитывать, что применение этого понятия к организации имеет некоторую ограниченность. Если для живого организма смерть — это неизбежное будущее, то жизнь организации может продолжаться неограниченно долго.
В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, появляются определенные проблемы и задачи, требуются соответствующие методы и инструменты для их решения.
Ученые разработали и представили довольно большое количество моделей ЖЦО. Предлагались модели из трех и четырех стадий, есть модели, содержащие пять и более стадий. Например, модель Л. Грейнера содержит пять стадий, модель И. Адизеса — десять, а у Д. Липпита и В. Шмидта их три.
Модель жизненного цикла организаций, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, содержит пять ключевых стадий [63].
1. В фазе рождения фирмы пытаются выработать жизнеспособную товарно-рыночную стратегию, что достигается в основном путем проб и ошибок, как результат усилий, прилагаемых для создания и развития продукта. Организация на этом этапе имеет простую централизованную структуру.
2. На фазе роста это уже большая, быстро растущая компания, которая расширяет свою нишу и развивает более формальную организационную структуру.
3. В фазе зрелости организации уже боле консервативны, менее инновационны, предпринимают незначительные попытки диверсификации или поглощений.
4. Фаза возрождения характеризуется изменениями в продуктовой стратегии, возрастает инновационная активность. Фирмы становятся более диверсифицированными, выходят на новые рынки, увеличивается ассортимент продукции, услуг.
5. На стадии упадка организации становятся инертными, стараются экономить ресурсы, воздерживаются от нововведений, так как их производственные линии уже устарели.






