1. Менеджмент на основных этапах жизненного цикла предприятия (ЖЦП).
Наблюдаются существенные отличительные черты в менеджменте предприятия на различных этапах ЖЦП.
На этапе создания или рождения предприятия формируются ресурсы и условия для реализации предпринимательских идей. На этом этапе очень важно собрать объективную информацию и провести анализ ситуации, в которой будет действовать предприятие.
Основные направления анализа ситуации на этой стадии включают:
1. анализ рынка, выбор рыночной ниши;
2. оценка действий конкурентов и выявление доминирующих факторов конкуренции;
3. анализ общей схимы предпринимательства в данной области, определение требуемых ресурсов и возможностей их получения;
4. анализ внешнего окружения, исследование PEST-факторов, выявление прогнозов, изменений макросреды.
Этап создания и детства предприятия – это очень опасный и ответственный этап, поскольку на него приходится наибольшее количество неудач. Согласно мировой статистике каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течении двух лет. 4 из 5 предприятий – в течение первых пяти лет своего существования. Успех предприятия во многом определяется качеством менеджмента и компетентностью руководителя.
Этап юности или становления. Рост предприятия на этом этапе осуществляется какими-то рывками, но в тоже время налаживается планирование, разработка бюджета, прогноза. В деятельности руководителя на первый план выступает решение социальных проблем, коллектива для закрепления работников, обеспечение баланса между текущей и инновационной деятельностью, забота о повышении качества выпускаемой продукции, оптимизация структуры управления.
На стадии зрелости руководство организации должно:
во-первых – осуществлять систематический мониторинг внешней среды и корректировать стратегию предприятия;
во-вторых – уделять исключение влияния конкурентов и вносить изменения в перспективные планы предприятия;
в-третьих – выявлять необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышение конкурентоспособности продукции;
в-четвертых – с учетом пожеланий потребителей определять производственную и сбытовую политику;
в-пятых – совершенствовать систему управления, создавать условия для укрепления интеллектуального потенциала организации и др.
На стадии старения (упадка) необходимо пересматривать, изменять стратегию предприятия, осуществлять антикризисное управление, поэтому руководство предприятия должно осуществлять комплекс как наступательных, так и оборонительных мероприятий. В частности проводятся мероприятия по экономии всех видов ресурсов и сосредоточении деятельности предприятия на виде деятельности, которая сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки.
Второе направление – изучение возможности вертикальной и горизонтальной интеграции с другими предприятиями.
Третье – сужение номенклатуры производимой продукции, если это обеспечит сокращение потерь.
Четвертое – осуществление комплекса мер по совершенствованию организационной структуры, изменение методов управления, поиск новых поставщиков и других деловых партнеров.
Если предприятие в состоянии выбрать оптимальную стратегию и эффективно перестроится согласно выбранным целям, оно может реформироваться и возродится.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
1. Контроль: менеджмент качества образовательного процесса.