Экзаменационный билет № 3

Экзаменационный билет № 1

2. Термин «инновация», современные подходы к его пониманию.

 

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п

Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию».

Новация (новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности).

Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них.

Инновация -это:

• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс);

• процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс)

• конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

2. Классификация инноваций.

 

Инновации классифицируются:

1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии.

– модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии.

– модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции.

2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические.

3. По месту на предприятии:

– инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства;

– инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции.

4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу.

5. По характеру удовлетворяемых потребностей:

– инновации, ориентированные на существующие потребности.

– инновации, ориентированные на формирование новых потребностей.

6. По степени территориальной новизны:

– инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира;

– инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было;

– инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

2. Инновационный процесс как объект управления.

 

Инновационные процессы, происходящие в образовательном учреждении, являются важнейшим средством обновления и модернизации образования. Их предназначение - развитие образовательного учреждения как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности организации.

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский). Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамова).

Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления.

Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления (В.И.Загвязинский, Ю. А.Конаржевский, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков и др.).

Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой учреждением работы. (Сидоров С.В.)

Если управленческий процесс соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители образовательного учреждения, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками, то такой процесс можно считать эффективным.

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами:

· выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием;

· внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук;

· освоение передового педагогического опыта;

· изучение и обобщение педагогического опыта внутри образовательного учреждения;

· изучение образовательных потребностей учащихся или воспитанников, пожеланий родителей и социального окружения;

· выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри образовательного учреждения;

· повышение инновационного потенциала образовательного учреждения как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: