2. Инновационный процесс: понятие, структура, содержание работ на основных стадиях.
Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Инновационный процесс включает 4 этапа: Фундаментальные исследования. Прикладные исследования. Опытно-конструкторские работы. Процесс коммерциализации.
1 этап: Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Фундаментальные исследования делятся:теоретические,поисковые.Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.
2 этап: Прикладные научно-исследовательские работы, направленные на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.
3 этап: Опытно-конструкторских работ связан с применением результатов прикладных научно-исследовательских работ для создания или модернизации образцов новой техники, материала технологии. Опытно-конструкторские работы— это переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Результаты опытно-конструкторских работ могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.
4 этап: включается в действие процесс коммерциализации нововведения. Нововведение запускается в производство, затем выходит на рынок и далее шествует по основным фазам жизненного цикла товара. Запуск товара в производство требует крупных инвестиций для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании. На этом этапе инновационного процесса еще неизвестна реакция рынка на нововведения, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
2. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции, основные проблемы.
Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Другими словами, инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии. Это определяет место инновационного менеджмента в системе управленческих дисциплин.
По сути инновационный менеджмент есть не что иное, как управление изменениями, приводящее к росту конкурентоспособности фирмы и её продукции, управление развитием на основе инноваций.
Приоритетными целями инновационного менеджмента являются:
• рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности,
• активное продвижение новых товаров и новых технологии
на рынок,
• использование возможностей дальнейшей специализации и
диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.
Достижение приоритетных целей инновационного менеджмента предполагает гармонизацию эндогенных и экзогенных аспектов в ходе проведения инновационной деятельности;
Эндогенная гармонизация означает согласование деятельности внутренних структурных подразделений предприятия. Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создать систему внутрифирменного управления организацией, которая предполагает решение следующих задач:
1} выработка стратегии инновационной деятельности;
2} определение тематических направлений деятельности, формирование инновационных программ и определение источников финансирования;
3} построение организационной структуры и структуры управления инновациями;
4} выбор, расстановка кадров и обеспечения реализации стратегии;
5} календарное распределение работ и контроль за их исполнением;
6} создание инновационной культуры в рамках предприятия.
Экзогенная гармонизация представляет собой согласование инновационной деятельности предприятия с элементами внешней среды.
Можно выделить следующие задачи по обеспечению экзогенной гармонизации инновационной деятельности:
1} изучение инновационного климата в экономике;
2} отслеживание и учет объективных тенденций развития НТП;
3} организация и проведение маркетинговых исследований;
4} учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;
5} оценка и использование опыта и достижений конкурентов;
6} организация кооперации в проведении инновационных программ.
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции. При этом под функцией управления понимают направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс.
К функциям субъекта управления относят прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль.
По мнению Р.А. Фатхутдинова10, инновационный менеджмент является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию.