2. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты.
Инновационный менеджмент - это искусство управления материальными, финансовыми и информационными потоками с целью создания и оптимизации новых технологий, которые должны способствовать увеличению дохода и получению дополнительной прибыли.
Инновационный менеджмент как наука сформировался в конце 1980-х годов.
Причинами появления являются следующие факторы:
· ускорение развития науки и техники, сокращение жизненного цикла продукции;
· превращение социальной экономики в экономику знаний;
· увеличение доли нематериальных активов на предприятиях;
· глобализация экономических и производственных систем;
· постоянный рост общественного благосостояния;
· изменение характера конкурентной среды, развитие компаний, открытие новых рынков;
· усиление роли знаний и науки.
Инновации как основа экономического роста стран, а также стремление развитых государств конкурировать за счёт высоких технологий являются характерными чертами современного (постиндустриального) этапа развития экономики.
|
|
Инновационная экономика (или «экономика знаний») это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
2. Формы инновационного менеджмента.
Формами инновационного менеджмента являются:
– специализированные подразделения, которые включают в себя комитеты, советы, рабочие группы. Задача таких подразделений состоит в определении основных направлений инновационного процесса и внесении конкретных предложений с целью принятия решений;
– отделения новых продуктов, являющиеся самостоятельными подразделениями. Они осуществляют регулирование инновационной деятельности фирмы в целом, разработку программ и планов инновационной деятельности и рассматривают проекты по созданию новых продуктов;
– проектно-целевые группы, занимающиеся научными исследованиями, разработкой и производством новой продукции;
– центры развития – это относительно новая форма организации процесса инноваций. Деятельность центров развития связана с внедрением новой продукции, расширением объемов продаж и завоеванием рыночных позиций;
– отделы НИОКР, которые занимаются разработками и своевременно доводят их до стадии освоения, а затем производства и реализации;
– специализированные централизованные фонды стимулирования нововведений, деятельность которых направлена на ускорение внедрения выпускаемой продукции в серийно-массовое производство;
|
|
– аналитические группы, которые прогнозируют развитие спроса на новую продукцию.
Создание комплексной и более гибкой системы управления инновационными процессами в первую очередь ориентировано на разработку перспективной продукции, а также перестройку управленческих функций инновационного менеджмента, организационных форм и методов управления. Такой механизм предусматривает, что отделы и службы, занимающиеся нововведениями, распределены по всем уровням управленческой структуры, и между ними активно действует налаженная система координации и взаимодействия.