Экзаменационный билет № 6

3.Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг.

 

Под субъектом в маркетинге принято понимать все субъекты рынка. К объектам маркетинга образовательных услуг относят образовательные учреждения, потребителей (юридические и физические лица), посредников (например, органы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и т.п.), общественные организации, институты, участвующие в продвижение образовательных услуг на рынке.

Конечным потребителем образовательных услуг выступает учащийся, студент, слушатель программы дополнительного образования, т.е. конкретный человек. Личность потребителя оказывает влияние на выбор направления, формы, места, времени, источников финансирования обучения. Вокруг него формируются маркетинговые отношения по предоставлению образовательных услуг. Государственные и иные организации выступают промежуточным звеном, которое оказывает влияние на устойчивый спрос, на его формирование и приобретение.

Организации, выступающие в роли потребителя, выполняют ряд функций:

· Информационная функция: о спросе на образовательные услуги.

· Контроль качества предоставляемых образовательных услуг.

· Подбор и выбор места для реализации трудовой деятельности учащихся, получивших образовательную услугу.

· Выплата компенсационного пакета (полная или частичная) за оказанные образовательные услуги.

В маркетинге образовательных услуг роль субъектов, влияющих на формирование спроса и предложений на рынке, играют образовательные организации (учреждения). Система образовательных организаций России рассматривалась ранее, кроме того, она достаточно детально прописана в законодательстве.

С позиции маркетинга к функциям образовательного учреждения можно отнести:

· оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);

· оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего гражданина и специалиста;

· оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования ОУ и др.

Образовательные учреждения оказывают огромное влияние на маркетинг в сфере образовательных услуг, так как посреднические организации на данный момент времени еще не могут оказать сильного воздействия на рынок сферы образования.

Учреждения-посредники в маркетинге образования выполняют следующие функции:

- Предоставление имеющейся у них информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг.

- Рекламная деятельность, направленная напродвижение образовательных услуг.

- Оказание юридических услуг в области образования.

- Помощь в аккредитации образовательного учреждения.

- Поиск каналов сбыта и полный цикл продажи образовательных

услуг.

- Материальная поддержка производителей и потребителей образовательных услуг.

- Оказание ресурсной поддержки производителей и потребителей образовательных услуг.

Большое влияние на маркетинг образовательных услуг оказывает государство. Государство осуществляет финансирование, предоставляет гарантии инвестиционных отношений, предоставляет налоговые льготы и т.п. для контроля рынка образовательных услуг с целью обеспечения притока в стране высококвалифицированного персонала и развития системы образования.

В маркетинге под объектом принято понимать услуги и товары, которые предоставляет организация. Также к объектам принято причислять идеи, компании для продажи, территории и отдельные категории людей (ведущие радио, артисты, певцы и т.п.). Под объектом также понимают любой объект, пользующийся спросом и предназначенный на рынке для обмена на что-то.

Что касается объекта маркетинга в сфере образования, то его можно отнести ко всем вышеперечисленным определения. Так, для ученика средней школы не маловажным фактором при его выборе будет играть его месторасположения и удаленность от дома (маркетинг территорий). Для будущего студента и его родителей при выборе высшего учебного заведения может сыграть его рейтинг среди ВУЗов РФ (маркетинг учреждений). Стоит отметить, что в маркетинге образовательных услуг большую роль играет маркетинг товаров, в основном носящих инвестиционных характер (аппаратура, оборудование для проведения занятий и т.п.). Также товаров практической деятельности образовательного учреждения.

 



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

3. Функции маркетинга образовательных услуг.

 

К функциям маркетинга образовательных услуг относят:

Исследование конъюнктуры рынка образования и труда.

Прогнозирование конъюнктуры рынка образования и труда.

Выявление перспективных направлений образовательных услуг.

Определение объема предоставления образовательных услуг.

Определение качества образовательных услуг.

Определение ассортимента образовательных услуг.

Определение сервиса образовательных услуг.

Определение основ ценообразования.

Определение коммуникационной политики.

Определение каналов продвижения.

Определение способов продаж.

Определение сервисного (постпродажного) обслуживания в процессе потребления образовательных услуг.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: