Экзаменационный билет № 11

3. Конкурентная позиция образовательных учреждений на рынке образовательных услуг

 

Конкуренты - организации или частные лица, предоставляющие услуги, аналогичные тем, которые предлагает ОУ, и направленные на удовлетворение схожих потребностей. Изучение конкурентной ситуации на рынке обусловлено необходимостью определения перспектив развития отрасли, в которой функционирует ОУ, и его конкурентной позиции на рынке образовательных услуг.

Анализ конкурентной ситуации направлен на определение реальных и потенциальных конкурентов, их позиций, факторов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке. В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг ОУ может занимать определенную позицию: лидер, претендент, последователь, дополняющий. Лидером является признанное, доминирующее на определенном географическом, демографическом или другом рынке образовательное учреждение.

Позиция лидера отражает широкий масштаб и высокое качество работы. Тем не менее, лидер борется за сохранение ведущей позиции путем совершенствования, обновления предоставляемых услуг, заключения соглашения с конкурентами, приглашения на работу лучших специалистов, взаимодействия с окружением.

Претендентами называются организации, которые борются за лидерские позиции. Они пытаются расширить занимаемую рыночную долю, повысить спрос на свои услуги посредством быстрого реагирования на изменения запросов родителей и предложения новых услуг, активного их продвижения. Последователи (ведомые) - это учебные заведения, старающиеся удержаться на своем рынке. Они придерживаются стратегии, выбранной лидером, не принимая рискованных решении, касающихся преобразования их деятельности.

Изучение конкурентной ситуации на рынке услуг ОУ включает:

изучение цели деятельности конкурентов; анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента; построение конкурентного профиля ОУ; изучение цели деятельности конкурентов. Возможны следующие цели деятельности конкурирующих ОУ:

· увеличение рыночной доли ОУ;

· обеспечение лидерских позиций в оказании какого-либо типа услуг (например, оздоровительных); обеспечение ОУ позиции новатора на рынке образовательных услуг;

· получение высокой прибыли;

· привлечение в ОУ потребителей определенного рыночного сегмента и т.д.

Исследование деятельности конкурентов может быть проведено по следующим критериям:

· разнообразие услуг, особенности ассортиментной политики;

· качество предоставляемых услуг;

· объем рыночной доли;

· уровень цен;

· организация продвижения услуг на рынке;

· организация взаимодействия с окружающей средой («паблик рилейшнз»);

· имидж ОУ и т.д.

Для сбора информации о конкурентах могут быть использованы:

· первичные источники - информация, полученная в ходе взаимодействия с потребителями, поставщиками, анализа средств массовой информации, на специализированных выставках-ярмарках, днях открытых дверей ОУ и т.д.;

· вторичные источники - информация, представленная в городских и районных отделах, статистические отчеты о состоянии системы дошкольного образования.

Данные, полученные в ходе изучения ОУ-конкурентов, заносятся в специальное досье.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

3. Маркетинговые исследования. Основные положения.

 

Маркетинговое исследование. Управление процессом маркетингового исследования в ОУ. основные направления маркетинговых исследований в сфере образования. Сегментирование на рынке образовательных услуг. Сегмент рынка образовательных. Сегментация рынка образовательных услуг. Признаки сегментирования. Позиционирование ОУ на рынке образовательных услуг.

Маркетинговое исследование - системный сбор, упорядочение и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности ОУ. Маркетин­говые исследования являются связующим звеном между образовательным звеном и рынками, потребителями, конкурентами, а также другими элементами маркетинговой среды.

Управление процессом маркетингового исследования в ОУ предполагает реализацию следующей технологии:

· определение проблемы и целей исследования;

· определение объекта исследования;

· разработка программы исследования;

· реализация исследования;

· подготовка аналитического отчета;

· использование результатов исследования.

Маркетинговые исследования могут быть организованы и проведены самостоятельно ОУ или с помощью специализированного исследовательского

агентства (для крупных ОУ, н-р, Университета), теоретически допускается третий вариант - комбинация и объединение усилий перечисленных структур,

однако сложность координации работы в этом случае является значительным препятствием.

С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования пред­ставляют собой комплексное исследование, которое может включать в себя: анализ спроса и предложения образовательных услуг и продуктов (экономические отношения между субъектами рынка образовательных услуг); границы рынка и его сегментов, их ёмкость, в том числе по количеству потенциальных обучающихся и с учётом длительности оказания образовательных услуг; внешнюю и внутреннюю маркетинговые среды; конкурентов в предоставлении образовательных услуг на данном рынке и его сегменте; конкурентоспособность образовательного учреждения: поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов; стратегии маркетинга и различные варианты их решения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: