3. Управление маркетинговой деятельностью в образовательном учреждении
Управление маркетинговой деятельностью позволяет организовать производственную деятельность, деятельность по сбыту, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги. Известно, что специалисты вкладывают двоякий смысл «маркетинг»: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления в условиях рыночных отношений.
В книге Ричарда Отт «Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг», совершенно точно подмечено, что под маркетинговой деятельностью чаще всего понимают способ убедить покупателей приобрести тот или иной товар (услугу), стимулировать их к покупке (приобретению услуги). Следует уточнить, что управление маркетинговой деятельностью не предполагает непосредственный прямой контакт между продавцом или лицом, оказывающим услугу и покупателями.
Маркетинг использует различные средства массовой информации в целях привлечения к товару (услуге) внимания потенциального покупателя и убедить многих людей - людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из менеджеров, продавцов-консультантов и др. Известный автор многих книг по проблемам менеджмента управления, Петер Друккер, говорит об этом так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами». Управление маркетингом является одним из новых направлений в деятельности руководителей ОУ, хотя некоторые его аспекты реализуются с давних пор. Например, осуществление работы с родителями или организация взаимодействия с окружающими организациями. Однако, изменение окружающей ситуации, преобразование деятельности ОУ требуют осуществления управления маркетингом, т.е. его планирование, организацию и контроль. Так, пользуясь примером управления маркетинговой деятельностью, приведенной С. А. Езоповой на примере ОУ, выделим особенности планирования маркетинга, организации маркетинга и контроля в учреждениях системы образования.
|
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
3. Система маркетинговой информации
Система маркетинговой информации ОУ включает в себя следующие подсистемы (по С.А.Езоповой).
Подсистема внутренней информации (в ней широко используются данные информационных подсистем различных подразделений ОУ - методического, оздоровительного и др.):
· сведения о контингенте детей ОУ, наличии свободных мест;
· распределение детей по группам;
· посещаемость детьми групп ОУ;
|
|
· организация работы с детьми (количество услуг, их характеристика);
· данные диагностики достижений детей;
· штатное расписание;
· укомплектованность ОУ кадрами;
· уровень квалификации специалистов ОУ;
· данные о финансировании ОУ;
· сведения о состоянии материально-технической базы ОУ;
· данные об организации питания в ОУ; и т.д.
Информация, содержащаяся в подсистеме внутренней информации, позволяет руководителю определить степень готовности ОУ к оказанию той или иной услуги, качество оказываемых услуг, т.е. принимать обоснованные маркетинговые решения.
Подсистема сбора текущей внешней информации:
· изучение потребностей населения в услугах ОУ (определение потенциальных клиентов);
· сведения о потребителях услуг ОУ (отношение к ОУ; удовлетворенность услугами ОУ и т.д.);
· информация о конкурентах (анализ спектра услуг, цен, способов взаимодействия с клиентами, их привлечение);
· данные об окружающих организациях (поликлинике, учреждениях культуры и др.) и состоянии факторов, оказывающих влияние на деятельность ОУ (экономическом, экологическом и др.).
Информация, составляющая данную подсистему, собирается путем планомерного анализа статистических данных, публикаций в средствах массовой информации; в результате взаимодействия с потребителями, поставщиками, коллегами и т.д.
Подсистема маркетинговых исследований. В данной подсистеме хранитоя информация, собираемая для решения конкретных маркетинговых проблем, которые возникли в ходе работы ОУ.
В процессе маркетинговых исследований возможно использование данных как системы внутренней, так и внешней информаций, в зависимости от того, какая проблема стоит перед учреждением. Так, например, необходимо выявить величину спроса на услуги ОУ в новом учебном году. Для решения обозначенной проблемы можно использовать уже имеющуюся информацию о том, какова динамика спроса на услуги ОУ за последние годы, выявить количество детей в микрорайоне, которые потенциально являются клиентами ОУ и т.д.
Подсистема анализа маркетинговой информации. Данная подсистема включает в себя статистические методы анализа маркетинговых данных (корреляционный, факторный анализ), позволяющие выявить степень достоверности полученной информации. Рассмотрев содержание составляющих систем маркетинговой информации, перейдем к изучению организации маркетинговых исследований в ОУ