Экзаменационный билет № 1
3. Рынок образовательных услуг.
Рынок образовательных услуг представляет крупную многоотраслевую народнохозяйственную среду, где создаётся значимый элемент национального богатства – образование. Рынок образовательных услуг – это совокупность экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товара «образовательная услуга» в процессе обмена.
На рынке образовательных услуг обращается товар особого рода – образовательная услуга.
Образовательная услуга – это:
– целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности;
– совокупность знаний, умений, навыков и определённого объёма информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков;
– целый комплекс действий воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретённых навыков;
– результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации;
– система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства.
Таким образом, образование – это и процесс, и ценность, и результат, и система.
Образовательным услугам свойственны признаки, характерные для всех услуг, но проявляющиеся особым образом:
1) услуги неосязаемы. Неосязаемость образовательных услуг означает, что их невозможно демонстрировать, изучить до покупки. Полезность услуг оценивается потребителем в ходе или после их производства, что значительно усложняет потребительский выбор;
2) услуги неотделимы от производителя. Образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава. Неотделимость услуг от своего источника обусловливает непостоянство их качества;
3) для услуг характерна несохраняемость, то есть процессы производства и потребления услуг не совпадают во времени и в пространстве. Образовательную услугу невозможно произвести впрок, следовательно, в системе образования достичь полного совпадения спроса и предложения практически невозможно. Для образовательных услуг данная черта несколько смягчается, поскольку учебная информация может быть сохранена с помощью учебных пособий и иной методической литературы;
4) образовательные услуги невещественны, то есть они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, умения, навыки, но это результат работы человека, а не сами эти действия, то есть образовательные услуги не могут перераспределяться или перепродаваться покупателем. Таким образом, ограничены возможности рынка по распределению образовательных услуг.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
3.Структура системы образования.
Система образования - совокупность учреждений образования и органов управления ими.
В соответствии с законом об образовании ДНР Система образования включает в себя:
· государственные образовательные стандарты и государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;
· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических и научно-педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся);
· органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Образовательная деятельность в сфере общего и профессионального образования осуществляется по уровням образования.
В Донецкой Народной Республике устанавливаются следующие уровни общего образования:
· дошкольное образование;
· начальное общее образование;
· основное общее образование;
· среднее общее образование.
В Донецкой Народной Республике устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
· среднее профессиональное образование;
· высшее профессиональное образование - бакалавриат, специалитет, магистратура.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование (обучение) детей и взрослых и дополнительное высшее профессиональное образование - подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации (аспирантура, докторантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка).
Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
3. Сущность и содержание маркетинга.
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.
В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда – это ощущение человеком нехватки чего-либо.
Потребность, подкрепленная покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов, мода и многие другие.
Товар – это то, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.
Обмен – это акт получения чего-либо взамен на что-либо.
О содержании маркетинга можно судить по его функциям. Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем. Функции можно разделить на четыре группы:
1. Аналитические — изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов.
2. Производственные — организация производства и материально-технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов.
3. Распределительно-сбытовые — организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама.
4. Управленческие — планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль.