Экзаменационный билет № 19

3. Разработка плана маркетинговых мероприятий ОУ.

 

Если стратегия - это «выбранные направления действий», то план маркетинговых мероприятий - это совокупность способов осуществления стратегии.

Первоначально руководителем ОУ совместно со специалистами разрабатывают модель организации маркетинга в ОУ и определяется содержание маркетинговой деятельности в учреждении.

План действий должен содержать подробное описание, каким образом выбранная линия действий будет реализовываться на практике. Предложенные мероприятия должны быть четко определенными и количественно оцениваемыми, должна быть предусмотрена возможность контроля и оценки результатов реализации намеченного плана. План мероприятий разрабатывается в соответствии со стратегией ОУ, с перечислением исполнителей и их обязанностей, с указанием сроков на выполнение каждого этапа

Для разработки и реализации плана маркетинга необходимо создание системы мотивации персонала, участвующего в маркетинговых мероприятиях, и выбор методики оценки эффективности управления ОУ.

Маркетинговый подход к разработке Программы развития образовательного учреждения.

При соотнесении и сопоставлении изучения спроса на образование и условий для его реализации закладывается основа Программы развития ОУ, где формулируются миссия и задачи деятельности.

Это функция планирования маркетинга, результатом реализации, которой должны быть формулировка цель и задач ОУ, направленных на удовлетворение образовательного спроса. Это может быть Программа развития или набор целевых программ (н-р, «Непрерывное образование», «Информатизация образования», «Внешнее взаимодействие» и др.). Все зависит от возможностей данного ОУ и его потенциала. Но в любом случае необходимо выделение равнозначных принципов развития учреждения: открытость ОУ, т.е. возможность равнодоступного получения обучаю­щимся по любого уровня, направленности, способа и формы образования; демократичность ОУ, т.е. распределение прав и обязанностей между субъектами образовательного процесса;

- гуманитарность ОУ - приоритет общечеловеческих ценностей в учебно- воспитательной области;

- соблюдение государственного минимума образовательного стандарта; дифференциация и мобильность, т.е. многопрофильность, многоуровневость, множественность форм и сроков обучения как своевременная и быстрая рефлексия на данный контингент обучающихся; государственно-общественный характер образования; смещение акцента по целям образования (не передача знаний, а формирование компетенций);

- педагогический центризм на обучающемся и его потенциале; ситуационность управления ОУ;

- маркетинговая ориентация, позволяющая осуществлять поиск и работать в инновационном режиме с учетом достигнутых результатов.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

3. Факторы конкурентоспособности ВУЗа

 

Конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию на рынке по сравнению с аналогичными объектами. Конкурентоспособность вуза характеризуется его способностью осуществлять подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.

Конкурентоспособность вуза можно также определять как способность:

• разработать конкурентоспособные новшества в своей области;

• вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности.

Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг диктует необходимость определения факторов, способствующих повышению конкурентоспособности вузов.

Можно выделить три группы факторов:

• динамические возможности;

• внешние преимущества;

• внутренние преимущества.

Динамичные возможности – это способность вуза оперативно реагировать на изменение макро- и микросреды.

Внешние преимущества вуза основаны на отличительных качествах образовательных услуг и продуктов, образующих ценность для потенциальных потребителей. К ним можно отнести:

• партнерские связи с потенциальными потребителями образовательных услуг (школами, лицеями, колледжами, фирмами и организациями);

• связи с органами государственного управления;

• обеспечение финансирования образовательных программ в требуемом объеме;

• членство профессорско-преподавательского состава вуза в различных ассоциациях и обществах.

К внутренним преимуществам относятся факторы, которые создают вузу преимущества перед его конкурентами: уровень качества подготовки специалистов, квалификация ППС, обеспеченность материально-технической базы, инновационная деятельность и др. (рис. 5.1).

Рассмотрим каждый из этих факторов подробнее.

Формирование положительного имиджа вуза является важнейшим фактором укрепления конкурентных позиций образовательного учреждения.

Формирование имиджа заключается в создании осязаемого, неосязаемого, внутреннего и внешнего имиджа.

Осязаемый имидж – первое впечатление абитуриентов, то, что они видят, переступая порог вуза.

Неосязаемый имидж – ответная реакция абитуриентов на первое впечатление, окружающую обстановку, обслуживание и отношение к ним сотрудников и преподавателей вуза.

Внутренний имидж – атмосфера внутри вуза, позитивное и негативное отношение сотрудников к руководству и политике управления.

Внешний имидж – воздействие первых трех факторов плюс общественное мнение о вузе, формируемое рекламной кампанией, уровнем качества предоставляемых услуг, связями со средствами массовой информации и общественностью.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: