Экзаменационный билет № 17

3. Выбор стратегии образовательного учреждения.

 

Стратегия маркетинга ОУ (образовательная стратегия) - линия поведения ОУ на рынке образования, предполагающая реализацию маркетинговых мер по устойчивому продвижению образовательных услуг и продуктов на рынке, включающие анализ, определение целей, планирование мероприятий, мониторинг по каждому целевому рынку.

Потребности ОУ в разработке и реализации плана действий в ОУ обу­словлены необходимостью базировать свою деятельность на четко определенных стратегических целях, необходимостью адаптации к изменениям во внешней среде, регулярном пересмотре структуры программ и видов предоставляемых образовательных услуг и продуктов.

Существует более 20 типовых стратегий и множество их модификаций. Однако существуют базовые стратегии развития ОУ: роста (наступления), дифференциации, фокусирования, укрепления (обороны) и диверсификации, сокращения (ликвидации).

Стратегия роста (наступления) свойственна лидирующим ОУ, а также вновь открывшимся ОУ. Возможно осуществление данной стратегии по следующим направлениям:

1) лидерство «по качеству»;

2) «захват незанятых пространств».

Стратегия дифференциации заключается в стремлении ОУ к уникальности в каком-либо аспекте, который считается важным наибольшим количеством ОУП: дифференциация по ОУП; дифференциация сервиса; дифференциация потребителей ОУП.

Стратегия фокусирования - одна из распространенных стратегий на рынке образования. Задача стратегии - фокусирование на одном или нескольких сегментах рынка (начальное, общее, среднее, НПО, СПО, ВПО и т.д.).

Стратегия укрепления (обороны) - способность ОУ удерживать дос­тигнутые ранее позиции и успехи на рынке ОУП. Данная стратегия характеризуется стабильным развитием ОУ.

Стратегия диверсификации - стратегия интеграции ОУ по содержательно-технологической цепочке оказания образовательных услуг через создание систем «детский сад - школа - колледж» и др.

Стратегия сокращения (ликвидации) характерна для ОУ, находящихся в кризисных ситуациях (малая наполняемость классов, распад педагогического коллектива, неполучение лицензии и т.п.). Данная стратегия направлена на постепенное сокращение убыточных факторов деятельности ОУ.

Внедрение стратегии - это административная задача, включающая в себя аспекты, способствующие успешной реализации стратегии, как:

· совершенствование структуры образовательного учреждения;

· создание системы мотивации персонала;

· создание культуры ОУ и делового климата.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

3. Процесс маркетингового управления в ОУ.

 

Управление маркетингом - это целенаправленная координация марке­тинговой деятельности образовательного учреждения исходя из требований рынка с целью предоставления качественных ОУП целевым потребителям.

Система управления маркетингом образовательного учреждения может быть представлена как совокупность трех подсистем:

· анализа рынка образовательных услуг;

· разработка плана маркетинга образовательного учреждения;

· реализации плана маркетинга образовательного учреждения.

Цель подсистемы Анализ рынка образовательных услуг заключается в возможности использовать открывающиеся для образовательного учреждения новые рыночные перспективы, отыскать новые направления для своего развития, а возможно, и перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рынка. Эти перспективы одни образовательные учреждения выявляют за счет поиска и внедрения новых программ и технологий обучения, другие - акцентируют свое внимание на новых рынках, делают попытки предвосхитить появление новых услуг, диверсифицируют процесс оказания образовательных услуг, выявляют и выбирают наиболее доходные и перспективные для образовательного учреждения рынки. Процедура отбора целевых рынков заключается в прогнозировании спроса на образовательную услугу на региональном или муниципальном рынках; последующей сегментации рынка и отборе целевых сегментов; выборе способа позиционирования своих образовательных услуг среди аналогичных услуг конкурентов на выбранном рыночном сегменте. Оценка изменений, происходящих на рынке, уровня конкурентоспособности образовательных учреждений, их потребительской направленности, актуальности является предметом изучения и выработки последующих рекомендаций.

Подсистема Разработка плана маркетинга образовательного учреждения решает задачи по формированию соответствующего маркетингового инструментария для каждого из выбранных рыночных сегментов. Используя этот инструментарий, образовательные учреждения пытаются вызвать у по­требителя желаемую реакцию на свои маркетинговые мероприятия, свои образовательные услуги, обеспечить постоянный спрос и получение прибыли, увязать между собой результаты работы предыдущей подсистемы в единое целое. Это происходит за счет развития ряда вспомогательных подсистем: формирование портфеля заказов, планирования маркетинга, маркетинговой информации, продвижения образовательных услуг и др.

Подсистема Реализация плана маркетинга образовательного учреждения проявляется в организации новой структуры и функций отдела маркетинга, мероприятий по реализации плана маркетинга образовательного учреждения, создании системы контроля за выполнением данного плана, мотивации персонала образовательного учреждения для достижения маркетинговых целей, оценке эффективности управления.

Система маркетингового управления в ОУ, в зависимости от складывающейся ситуации, позволяет реализовать целевые и стратегические установки, корректировать и повышать в ОУП их ценностную значимость для потребителей, поддерживая необходимый спрос на ОУП, реализуя экономический закон спрос - предложение.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: