Информационное общество и право

В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать из поколения в поколение.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио — средства, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространения информации и информационного «охвата» населения средствами вещания.

Повысилась роль СМИ как механизма распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, а также доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет.

Суть пятой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве во всем мире программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества и государства; воздействия информации на развитие личности, общества, государства.

Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается, она превратилась в оружие, на наших глазах возникают и прекращаются информационные войны.

В конце ХХ столетия стало обычным характеризовать современное общество как информационное.

Информационное общество в соответствии с концепцией Збигнева Бжезинского, Дениела Белла, Олвина Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами — сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. При реализации информации затрагиваются моменты ее переработки, то есть наслоения или выборки, расширения или сжатия полученных единиц знания; ее перемещения при помощи любых средств и способов. Возникает кругооборот информации в обществе, опосредующий его развитие.

Среди отечественных исследователей информационного общества можно назвать И. Ю. Алексееву, Е. Л. Вартанову, Т. П. Воронину, Д. В. Иванова, Н. А. Иванова, В. А. Извозчикова, Л. Г. Ионина, И. А. Лазарева, С. А. Кравченко, С. И. Паринова, Е. А. Роговского, В. П. Терина, Р. И. Цвылева и др.

При всём разнообразии подходов, оценок и прогнозов развития информациооного общества, они выстроены, в основном, по схеме: возрастающее количество информации и знаний, новые средства связи и компьютеры создали ситуацию, в которой, с одной стороны, есть новые возможности для прогресса, в т.ч. решения социальных противоречий, с другой стороны, возникает всё больше обостряющихся проблем, которые авторы относят к помехам на пути к новому обществу, или к его неизбежным чертам.

В анализе процессов формирования информационного общества выделяются следующие контуры:

Технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

К основным особенностям и характеристикам информационного общества относят:

1. Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей (далее - ТИТС) и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний.

2. Массовое применение персональных компьютеров, подключенных к ТИТС, именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов.

3. Подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в ТИТС.

4. Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т. п.).

5. Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию; мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернете).

6. Трансформация деятельности СМИ, интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа.

7. Отсутствие географических и геополитических границ государств-участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества — Интернет, которой сегодня активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах, являясь основным и активным средством формирования информационного общества.

С правовой точки зрения, информационное общество представляет собой одну из характеристик общества, которую можно, пожалуй, сравнить, с такой характеристикой общества, как гражданское, правовое и т. д.

К юридически значимым признакам информационного общества относятся:

1. Государство разрабатывает и осуществляет информационную политику на определенной территории, а также участвует в международном информационном обмене.

2. Гражданам страны предоставлены информационные права и свободы, реализация и защита которых обеспечивается государством.

3. Созданы специальные государственные органы, обеспечивающие информационную безопасность личности, общества и государства.

4. Средства массовой информации независимы и социально активны.

5. Наличие развитой информационной инфраструктуры (информационные сети, компьютерное и организационно-техническое обеспечение государственных органов и общественных организаций).

6. Обеспечен широкий доступ населения к информационным сетям и базам данных (большинство населения имеет персональный компьютер и доступ к информационным системам).

7. Создаются общественные и коммерческие органы коммуникации (информационные агентства, информационные службы), формируются информационные банки данных.

Таким образом, можно дать следующее правовое определение информационного общества - это общество, в котором каждому его члену предоставлена обеспеченная законом возможность быть участником информационного обмена посредством создания и использования информационных институтов и средств для наиболее эффективного и полноценного его развития.

Область оборота информации (производство – распространение – потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации составляет информационную сферу.

Для решения задач правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией указанных процессов, наиболее подходит следующее определение информационной сферы - пространство, ограниченное возможностью человеческого восприятия, а также восприятием современных технических средств и устройств, в котором воспроизводится, передается, перерабатывается и реализуется (потребляется) информация, то есть совершается ее оборот.

Функционирование информационной сферы обеспечивается взаимодействием с информационными ресурсами, которые представлены в виде массивов документов, баз и банков данных, архивов, библиотек, музейных фондов и прочих носителей информации.

Информационную инфраструктуру составляют:

- информационно-телекоммуникационные структуры;

- территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети;

- телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования;

- сети и каналы передачи данных;

- средства коммуникации и управления информационными потоками;

- системы СМИ;

- информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

- информационные агентства и иные организации, обеспечивающие поиск, сбор, обработку, передачу информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: