Отношения по обеспечению информационной безопасности и др

На современном этапе развития информационного законодательства законодатель предпочитает регулировать отношения, предметом которых выступает не информация, а производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними.

В информационном праве используется вся совокупность правового регулирования общественных отношений, так как существуют несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Прежде всего, это отношения: 1) по формированию государственных информационных систем; 2) по управлению информационными процессами; 3) по обеспечению информационной безопасности; 4) по охране информации, составляющей государственную тайну. Эти отношения регулируются императивными методами.

В то же время есть отношения, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности. Прежде всего, это отношения, возникающие по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны и отношения по ее предоставлению, ее распространению; по созданию и использованию информационных технологий, средств их обеспечения; отношения, связанные с оборотом интеллектуальной собственности.

Итак, можно сказать, что для информационного права характерны оба основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

Основой формирования информационного права являются о бщеправовые и специальные принципы.

К общеправовым принципам формирования информационного права относятся:

1. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству Российской Федерации.

2. Принцип федерализма предполагает, что правовое регулирование информационных правоотношений осуществляется Российской Федерацией совместно с ее субъектами.

3. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

4. Принцип наказуемости означает, что субъекты информационных правоотношений должны действовать правомерно и не совершать деяний, запрещенных под страхом наказания.

5. Принцип гуманности в информационном праве означает, что к нарушителям информационно-правовых норм применяются меры наказания, соответствующие современным представлениям о справедливости и гуманности.

6. Принцип гарантированности прав и свобод человека является основой становления гражданского общества и построения правового государства в России.

7. Принцип судебной защиты прав и интересов участников информационных правоотношений.

Принципы информационного права, базирующиеся на федеральных законах и других нормативных актах, являются специальными. Эти принципы условно можно поделить на:

1. Общие принципы производства и распространения информации.

2. Принципы реализации государственной политики в информационной сфере.

3. Принципы, базирующиеся на юридических свойствах информации

К общим принципам производства и распространения информации относятся:

1) свободного производства и распределения информации, в соответствии с которым ограничения при производстве и распределении информации возможны только федеральным законом и только в исключительных случаях;

2) запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства говорит о том, что запрет может быть наложен федеральным законом только в исключительных случаях;

3) свободного доступа (открытости) информации говорит о том, что ограничение доступа к информации или плата за информацию могут вводиться только федеральным законом;

4) принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Реализация государственной политики в информационной сфере отражается через принципы:

1) принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии со своей компетенцией, а также предоставлять потребителям запрашиваемую информацию в полном объеме в установленные сроки;

2) принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации за исключениями, установленными федеральными законами;

3) принцип равноправия языков Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации;

4) принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защиты содержащейся в них информации;

5) принцип недопустимости установления нормативно-правовыми актами каких-либо преимуществ при применении одних информационных технологий перед другими, если иное не установлено федеральными законами.

Принципы, базирующиеся на юридических свойствах информации:

1) принцип не отчуждения информации от ее создателя, ее обладателя основан на том, что физически нельзя отделить информацию от ее создателя, ее обладателя, поэтому отчуждение производится не самой информации, а права на информацию, и это отчуждение происходит путем заключения договора на использование содержания информации или в соответствии с Законом. Субъекты, получившие информацию, несут ответственность за ее неправомерное использование;

2) принцип оборотоспособности информации основан на том, что, будучи обнародованной, информация существует независимо от ее создателя, и может быть включена в хозяйственный оборот, а так как она обладает ценностью, то может выступать и в качестве товара;

3) принцип информационной вещи основан на двуединстве материального носителя и содержащейся на нем информации. При обращении информационных вещей субъекты информационных отношений: создатели, обладатели и потребители информационных вещей реализуют традиционные правомочия собственника (владение, пользование, распоряжение) при обязательном соблюдении информационных правомочий – права знать, обладать и применять информацию;

4) принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация, ее содержание может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов, при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров разный;

5) принцип организационной формы основан на том, что информация, будучи включенной в оборот, всегда находится на каком-либо материальном носителе, т.е. она существует не сама по себе, а в четко определенной форме, например, в виде документа. При этом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена и закреплена;

6) принцип экземплярности информации основан на том, что тиражированная информация распространяется по экземплярам, учет которых возможен, а в некоторых случаях и необходим.

При изучении информационного права применяются различные как традиционные, так и нетрадиционные для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

Информационные правоотношенияэто социальные отношения, параметры которых определены информационно-правовыми и иными нормами, а объектом (основным или дополнительным) является циркулирующая в информационной сфере информация вне зависимости от ее формы и вида ее представления.

Особенностями информационных отношений является то, что они:

1) возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации;

2) опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

Отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.

Публично-правовой аспект информационных отношений объясняется необходимостью обеспечения гарантий осуществления конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере, государственного управления информационными процессами, формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Частноправовой аспект информационных отношений объясняется особенностями реализации информационных прав и свобод, в первую очередь имущественных прав и прав собственности на информационные ресурсы в информационной сфере, осуществление которых определяется особенностями информации как объекта правоотношений.

Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты.

По видам действий с информацией и ее продуктами различают:

1) отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации;

2) отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий (например, право на создание информационных сетей, обязанность заключения договоров на создание таких объектов для государственных нужд) ;

3) отношения, которые складываются по поводу управления информационными процессами, информатизацией;

4) отношения по обеспечению информационной безопасности (например, право на защиту частной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайн).

По содержанию выделяют: материальные и процессуальные информационные правоотношения.

Материальные информационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, реализация журналистом права быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации, или реализация права гражданина на опровержение сведений, которые порочат его честь.

Процессуальные информационные правоотношения складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к сведениям особой важности, сведениям совершенно секретным и секретным.

По социальному назначению и роли в правовой системе - регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения связаны с волевой деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, например доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам.

Охранительные правоотношения возникают в связи с совершением правонарушения. Данное правоотношение имеет место, когда возникают незаконные ограничения прав средств массовой информации;

В зависимости от структуры связи между субъектами информационных правоотношений – абсолютные и относительные

Абсолютные — отношения, складывающиеся между заявителями и неопределенным кругом лиц после публикации сведений о выдаче патента, содержащих, в частности, название и формулу изобретения или перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.

В относительных информационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Например, отношения между работниками и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow