Физические лица как субъекты информационных правоотношений

Физические лица как субъекты информационных правоотношений должны обладать информационной правосубъектностью (т.е. правоспособностью и дееспособностью). На информационно-правовой статус гражданина влияют и специальные административные статусы.

Правоспособность в информационной сфере имеют все граждане независимо от пола, возраста, расы, вероисповедания. Правоспособность в информационной сфере может быть ограничена. Например, ч.2 ст.7 Закона о средствах массовой информации устанавливает, что не может выступать в качестве учредителя средства массовой информации гражданин, не достигший 18 лет, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо недееспособный.

Дееспособность в информационной сфере возникает у лиц, которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т.п. могут в соответствии с законодательством лично использовать свои права и принимать на себя обязательства. Например, граждане от 14 до 18 лет лишь с согласия законных представителей могут совершать сделки с программными продуктами, с компьютерной техникой.

Дети до 6 лет имеют следующие права:

- выходить в Интернет с разрешения законных представителей,

- пользоваться телефонными услугами с согласия законных представителей.

Права граждан в информационной сфере содержатся в Конституции Российской Федерации. Важнейшее из них - право на поиск, получение и передачу информации, т.е. право на доступ к информации, право знать, - закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции. Об этом же говорит и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информационные права могут быть ограничения в случаях, прямо указанных в законах. Принципы ограничения прав граждан также содержатся в ст. 17 Конституции РФ. К основаниям ограничения основных информационных прав и свобод граждан законодатель относит защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, защиту прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны и безопасности государства.

В ст. 56 Конституции указывается на возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом. Гарантии и пределы осуществления информационных прав и свобод гражданина закрепляет ст. 24 Конституции. Информация с ограниченным доступом, которая не предназначена для широкого распространения, подлежит охране от несанкционированного доступа.

Среди гарантий информационных прав граждан также можно выделить:

· создание условий для предотвращения использования методов психопрограммирования (например, 25 кадр) в средствах телекоммуникации;

· единообразный информационный ресурс школьных программ;

· государственные образовательные стандарты;

· государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой информации.

Защита права на доступ к информации может осуществляться как в неюрисдикционной форме (например, самозащита), так и в юрисдикционной форме (в административном порядке или по общему правилу, в судебном порядке). В административном порядке защита осуществляется только в случаях, прямо предусмотренных законом, - лицо, чьи права нарушены, - подает жалобу на должностное лицо или орган в вышестоящую инстанцию. В судебном порядке – лицо само выбирает любой способ защиты нарушенного права, подавая иск или жалобу для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

Физические лицаобладают именем, состоящим из собственно имени, отчества и фамилии (хотя имя может формироваться и иначе, в зависимости от национальных особенностей). При этом физическое лицо обладает правом защищать свое имя, в том числе требовать воспроизведения его без каких бы то ни было искажений, а также оценивать имя и вносить право на его использование в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Кроме того, имя может стать товарным знаком, к примеру, товарный знак популярной марки косметики, распространяемой через представителей «Мэри Кей», происходит от имени основательницы компании. В современной практике таких примеров достаточно, когда имя известного лица используется в рекламных целях, в том числе и для продвижения своего товара на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: